Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Боги, которых мы выбираем

Что такое политеизм? Это в первую очередь идея деятельного и признаваемого религиозного выбора.

Когда мы слышим словосочетание "античное язычество", нам в первую голову представляется некий архетипический пантеон из "Мифов" Куна или D&D-шного руководства, где существует некоторое конечное количество богов, расставленных, как по чиновным должностям, по определённым функциям, и население обязано чтить их всех. То есть как бы снова такое христианство, но распределённое и за счёт этого кажущееся избыточным. Так или иначе, если я живу в Афинах, то я могу, конечно, молиться Афине как покровительнице города, но кроме неё я категорически обязан почитать Геру, Гестию, Деметру... etc etc, и, конечно, обязательно - верховного Зевса. Так? Да нет, конечно.

Мне кажется, что средний античный верующий жил совершенно иначе. У него - как и у среднего современного верующего - были в норме отношения с одним, любимым и почитаемым, богом; этому богу он молился каждый день, перед ним или ней трепетал и восхищался его или её деяниями. Как максимум - у такого человека могло быть ещё некоторое отношение к одному или двум близким богам, чьи функции и характер тем или иным образом пересекались с функциями и характером бога-покровителя, кто входил в близкое с ним мифологическое пространство. Как-то глупо, если я, скажем, культист Пана, не иметь никакого отношения к Дионису - ведь я точно знаю, что эти двое дружат и регулярно пьют и гуляют по лесам вдвоём.

Но вот Зевс? Зевс? Кто он мне, панопоклоннику? Ну, предположим, он мне верховный бог. Который сидит где-то там, и чья суверенная воля касается меня исключительно постольку, поскольку он могущественен, и грозы его гремят и над моими панскими лесами. Поклониться его грозе, плеснуть вина на пол с его именем, когда он катит по небу - да, почему нет. Как снять шляпу перед проезжающей повозкой князя. Но не более того. Он - не мой бог, он просто старший родич моего бога. Помощи и участия по умолчанию я от него ждать не буду.

По сути говоря, политеизм - это много маленьких монотеизмов; или, если пользоваться близкими аналогами и примерами - это как православно-католический культ святых со "своими" и "любимыми" святыми - и с прочими, чью святость я не отрицаю, но кому никогда в норме не молюсь. Старина Лютер напрямую объявляет культ святых "язычеством" - и, ха, ведь он во многом прав; модель и правда благополучно заимствована.

И если я просто приношу жертвы в любом попавшемся храме, если у меня нет своего бога, если мне всё равно, кому молиться - то, скорей всего, и молитвы-то мои звучат без чувства, и я на самом деле чисто исполняю социальный долг и не более того. Я на самом деле не верующий; я то, что сейчас на православном сленге назвали бы "захожанином"; мелко-суеверный человек без реального религиозного чувства. Или - попросту спокойный атеист, не рвущийся нести своё безбожие в массы.

Реальная религиозная жизнь античного верующего начинается там и тогда, где он совершает выбор бога - или где бог выбирает его. Это как выбор партии, профессии, дружеского круга, хобби и эстетических пристрастий одновременно. Так же, как и во всех этих вещах, этот выбор может быть до какой-то степени предустановлен семьёй и окружением, родом занятий и происхождением. "Я крестьянин и сын и внук крестьян, вся моя деревня молится Деметре, моя мама молилась Деметре, мой папа пахал и сеял с именем Деметры, я сам занимаюсь исключительно сельским хозяйством и мне это нравится, я создан для этого - ну такое, кому мне ещё молиться, кроме всё той же Деметры".

С другой стороны! Этот же выбор может быть конфликтным, выделяющим, вырывающим меня из моей среды. Я был крестьянином из семьи крестьян, и мне это осточертело; я всё бросил, продал поле и поехал в город учиться ремеслу, моля Афину и Гефеста, чтоб они помогли мне справиться с этой новой жизнью; я ушёл из деревни в солдаты-наёмники, продав с потрохами душу Аресу; я увязался за торговым караваном, потому что меня поманил Гермес; я вместо пахоты хочу учиться у сельской ведьмы её странным знаниям, потому что ночью всё время слышу лай чёрных собак Гекаты; я заворожён голосом Посейдона, я хочу грести на корабле.

Мой бог - это моя жизнь; он таков, какова моя жизнь; я люблю его, боюсь его, связан им или освобождён им ровно так и настолько, насколько я люблю свою жизнь или боюсь её, насколько я свободен или связан в своей жизни. Когда я встречаюсь с богом - эта встреча может считаться состоявшейся только тогда, когда мы с богом произносим хором: "Таков мой путь".

В чём же главное отличие этой системы от выбора религии в условиях монотеизма?

Первое. На самом деле выбор между никейским христианством, иудаизмом и исламом - это во многом иллюзия выбора. Технически бог во всех этих трёх верах один и тот же; меняя веру, ты не меняешь идейную составляющую своей жизни, ты меняешь окружение, контекст, социум - но и то не на уровне личной деятельности, а на уровне именно окружения. В сущности, переходя из одной авраамической модели в другую, ты просто выбираешь, с какими людьми ты будешь общаться.

Второе. Характерно, что даже в этом случае при смене веры ты совершенно неизбежно оказываешься в конфликтной ситуации по отношению к носителям "других" вер - и тем более конфликтной ситуация становится, если ты меняешь веру на какую-то вообще не авраамистскую модель, например, становишься индуистом. По крайней мере в случае с христианством и исламом нет обоюдного обвинения в демонопоклонничестве. Внутри политеизма же ты можешь изменить свою жизнь в огромной степени - де факто культ той же Деметры и того же Ареса будут отличаться гораздо больше, чем христианство от ислама - но при этом это будет как бы в порядке нормы; ты всё ещё останешься в рамках того же общего большого социума, ты не должен будешь принципиально менять всю систему связей. Что-то неизбежно изменится - а что-то останется. Тебе не потребуется перезаключать брак по другому обряду, не будет необходимости переезжать в другую страну, etc etc. И, что главное, на тебе не будет лежать психологического клейма вероотступника, что, пожалуй, в личном смысле едва ли не важнее, чем всё остальное.

И вот эта возможность свободного выбора - это некоторая драгоценная и уникальная особенность развитого политеизма, которую мы сейчас скорее в среднем склонны недооценивать.
Tags: theoanalysis
Subscribe

  • (no subject)

    Пожалуйста, товарищи. Если вы правда хотите поддерживать со мной рабочие отношения - НЕ пытайтесь ни в каком виде вкормить мне антивакцинную…

  • Поймал себя на одной неприятной мысли

    Меня раздражают - более того, даже всерьёз внутренне злят - люди из моего круга, которые вот сейчас, посередь всего этого, радостно рассказывают на…

  • Что ж, прививка выдержана в глубоко христианских традициях

    В пятницу от неё ложишься пластом, к воскресенью встаёшь. Даже при том, что в этот раз, по ходу, побочку я словил вполне качественно - к настоящему…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • (no subject)

    Пожалуйста, товарищи. Если вы правда хотите поддерживать со мной рабочие отношения - НЕ пытайтесь ни в каком виде вкормить мне антивакцинную…

  • Поймал себя на одной неприятной мысли

    Меня раздражают - более того, даже всерьёз внутренне злят - люди из моего круга, которые вот сейчас, посередь всего этого, радостно рассказывают на…

  • Что ж, прививка выдержана в глубоко христианских традициях

    В пятницу от неё ложишься пластом, к воскресенью встаёшь. Даже при том, что в этот раз, по ходу, побочку я словил вполне качественно - к настоящему…