Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Вандализм и его культурный месседж

Давайте я тут сформулирую тоже в общих словах, что я думаю за истории с памятниками сломанными и/или испорченными и исторической памятью, в них воплощённой.

Для начала, КМК, тут надо очень чётко понять: это ЧЬЯ историческая память? Это историческая память какого народа/народов? Память О ЧЁМ? И как остальные люди, живущие в локации, с этой памятью соотносятся?

Вот, грубо говоря, есть такая страна - Мексика. Там жили индейцы. Туда приплыли испанцы. Вышло много крови. Но потом как-то так получилось, что испанцы и индейцы между собой смешались разнообразнейшим образом. Сейчас уже очень трудно отличить, где индеец, где испанец - их в сущности больше нет; есть мексиканцы, такой особый народ сам по себе.

И вот эти мексиканцы теперь с одной стороны почитают руины древних городов, а с другой стороны - статуи конкистадорских вождей. Почему? Потому что они сейчас имеют отношение к тому и другому, потому что их предки принимали решения и совершали действия на той и другой стороне, и историческая память как индейцев, так и завоевателей принадлежит мексиканцам в примерно равной степени.

(ОК, на самом деле, я не уверен, что в Мексике всё именно настолько круто. Но слышал от людей, там бывавших, что примерно настолько. Если вдруг нет - давайте считать, что это моя идеальная воображаемая Мексика, она хороша тут просто как пример).

А вот теперь давайте посмотрим на небольшое буферное государство между Мексикой и Канадой. Там всё немного интереснее.

Есть такой народ - американцы. Он осознал себя во время противостояния с Англией. Люди заявили, что они свободны, совершили много героизма. На выходе они получили свою свободу, и своим вождям поставили памятники.

А теперь скажите: вот те негры, они в то время считались частью этого народа? Они были деятелями этой революции? Они принимали участие в решениях? Они получили от этого выгоду?

Нет, нет, нет и нет. Негры вошли в эту историю в качестве имущества, принадлежавшего её участникам. Они не принимали решений. Они не считались в собственном смысле людьми, и когда революционеры заявили "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью" - к слову "люди" здесь существовала невидимая приставка "белые".

Получили ли негры выгоду от победы революции? Да нет, наоборот. Потому что Британская империя именно в это время подходила вплотную к идее отмены рабства; и победа революционеров в сущности закрепила рабское положение негров на куда большее время, чем было бы, если б Америка осталась колонией.

И что же было потом? Когда американцы стали самостоятельным народом - они как-то хотя бы постфактум включили негров в своё число? Они смешались с ними? Они дали неграм приобщиться к общей исторической памяти хотя бы через слияние культур?

Нет, нет и нет. Наоборот: после очень короткого периода относительного комфорта после Гражданской войны наступает период Законов Джима Кроу, и после этого весь ХХ век неграм всеми доступными силами дают понять: НЕТ, вы не один с нами народ, НЕТ, вы не имеете права пользоваться завоёванными нами благами, НЕТ, вы не имеете доступа к нашей культуре, НЕТ, вы - не американцы! И чтоб окончательно закрепить эту идею, ставят памятники тем, кто сражался на стороне рабовладельцев и всячески муссируют тему "прекрасного потерянного Юга". В сущности, в культурном и идеологическом плане в ХХ веке Конфедерация взяла колоссальный реванш - в том числе и в плане отношения к неграм.

И што же? Потом что-то изменилось? Вдруг американцы решили добровольно признать негров единым с собою народом? Да нет же! Товарищи, но ведь там была серия крайне жёстких и кровавых чёрных бунтов. Только ПОТОМ появился Мартин Лютер Кинг, который предложил мирную инициативу. Негры де факто ВЫНУДИЛИ белых хотя бы до какой-то степени отступить. То, что делал МЛК, по сути было чем-то вроде мягкого шантажа: вот смотрите, дорогой президент, дорогие конгрессмены - вот есть такой кавайный я и есть моя паства, мирно поющая псалмы; а есть вон те ребята, которые идут по городу и жгут город перед собой. А теперь выбирайте. Какие негры вам нужны? Вот такие или вот этакие?

Но того, что сделал МЛК, тоже надолго не хватило. Инерция отношения к неграм как к "другим", по отношению к которым не работают общие правила этики, в американском обществе очень сильна - и в особенности она сильна не на уровне официальных деклараций, а на уровне именно быто-культурного отношения.

То есть, ещё раз, суммируя.

На территории США живут два народа. У них разные культуры и разное прошлое.

Один из этих народов поколениями и до самых последних времён находился в положении завоёванного и угнетённого племени - при том, что никакой "своей земли", которую можно было бы освободить, у него не было.

Все культурные ценности и вся положительная историческая память принадлежала другому народу - белым американцам.

То, что происходит сейчас - это не конфликт гопоты и культуры внутри одного этноса. Это конфликт двух враждебных этносов. Совершенно логично, что один из них относится безо всякого пиетета к культурным ценностям другого - в особенности потому, что эти культурные ценности во многом ассоциированы с опытом и историей угнетения.

Единственное, что сейчас могут сделать американцы, чтобы это изменить - если ещё не поздно, в чём я лично не уверен - это начать каким-то образом прямо сейчас ломать эту перегородку. Выходить на позицию "это МЫ бунтуем, это НАША общая проблема и трагедия, это МЫ страдаем от общей тяжести исторического наследия". Любой ценой, любым способом съехать с рельс этнического конфликта, убедить самих его участников, что разрушая имеющийся мир - они разрушают ОБЩУЮ культуру. Тут уже неважно, существует ли эта общая культура в реальности; может быть, сейчас то самое время, чтоб попытаться её создать, положить ей начало.

И ведь кто-то пытается так делать! Нооооо... всё это очень мощно разбивается о позицию верховной власти.

Речь, которую произнёс Трамп у горы Рашмор, звучит как совершенно полное и абсолютное повторение всей предыдущей белой парадигмы. Она сводится ко всё тому же, очень простому месседжу: есть мы, американцы, наследники Джефферсона и Рузвельта, наследники европейской культуры; и есть ОНИ, варвары, насильники, сторонники хаоса ради хаоса, которые ревут сейчас на улицах наших городов и хотят уничтожить нашу культуру. ОНИ - чужаки, ОНИ - не американцы и никогда ими не были.

И они - негры. Он не говорит этого, но все, блин, все знают это, каждый первый в рукоплещущей ему белой толпе это понимает. Таким образом этнический конфликт в том виде, в каком он есть, всё больше и больше становится - неотменяемой реальностью.
Tags: crusade, discordia, philosofia, social
Subscribe

  • (no subject)

    Пожалуйста, товарищи. Если вы правда хотите поддерживать со мной рабочие отношения - НЕ пытайтесь ни в каком виде вкормить мне антивакцинную…

  • Поймал себя на одной неприятной мысли

    Меня раздражают - более того, даже всерьёз внутренне злят - люди из моего круга, которые вот сейчас, посередь всего этого, радостно рассказывают на…

  • Что ж, прививка выдержана в глубоко христианских традициях

    В пятницу от неё ложишься пластом, к воскресенью встаёшь. Даже при том, что в этот раз, по ходу, побочку я словил вполне качественно - к настоящему…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Пожалуйста, товарищи. Если вы правда хотите поддерживать со мной рабочие отношения - НЕ пытайтесь ни в каком виде вкормить мне антивакцинную…

  • Поймал себя на одной неприятной мысли

    Меня раздражают - более того, даже всерьёз внутренне злят - люди из моего круга, которые вот сейчас, посередь всего этого, радостно рассказывают на…

  • Что ж, прививка выдержана в глубоко христианских традициях

    В пятницу от неё ложишься пластом, к воскресенью встаёшь. Даже при том, что в этот раз, по ходу, побочку я словил вполне качественно - к настоящему…