Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Посейдон фхтхагн

У греков не было бога моря. У греков не могло быть бога моря.

Потому что их исторические предки были никак, вообще никак с морем не связаны. Они пришли из бескрайних степей, где вода была Река, а море если и присутствовало на карте, то как совершенно чуждое и непонятное пространство. Очень характерно, что даже протоарийский дух большой воды Варуна-Апам-Напат был существом, живущим в озёрах, и по отношению к Великой Реке Сарасвати-Анахите выступал сыном или иным потомком. Море арийцы почитали исключительно как источник облаков и дождей, но не более того; они никак с ним не взаимодействовали и в олицетворении его не нуждались.

Совершенно другие ребята жили в Средиземноморье до греков. Финикийцы, филистимляне, критяне - все они жили морем, с моря, в море и вокруг моря. Конечно же, они говорили с морем, боялись его, любили его, молились ему.

По-си-дао - как-то так это могло звучать по-критски. Возможно. По крайней мере, самые ранние греки, микенские, заимствовали это имя именно в такой форме. Это существо выступало в обличье морского коня, сотрясающего побережье своим рёвом быка, гигантского спрута или огромной рыбы-кита. В языке филистимлян он звался Дагон, Даганну называли его финикийцы. Сопоставление Посейдона и Дагона многим кажется спорным, но... атрибуты уж больно активно совпадают, плюс есть упоминания о том, как финикийские купцы, приплывая в Грецию, молились у изображений Посейдона как своего бога.

Кроме того, сами греки не отрицали, что именно у финикийцев они учились корабельному делу. Логично было бы, заимствовав ремесло, позаимствовать вместе с ним и его универсального покровителя.

И во всех этих культурах этот бог связан не только с морем, но и с землетрясением. Это тоже логично. Большая часть землетрясений в восточном Средиземноморье случалась из-за извержения подводных вулканов или вулканов-островов и сопровождалось чудовищными разрушительными волнами - одно из таких землетрясений с цунами, собственно, и прикончило цивилизацию древнего Крита. Тот, кто владеет морем и дном его и островами его - тот и колеблет землю, и это очень органично дополняет образ этого бога - одновременно дарующего жизнь, посылающего пищу и морскую добычу, и время от времени впадающего в разрушительное безумие и пытающегося выдернуть всю сушу и утопить её в своих водах.

Даганну не был богом людей изначально. Те же западные семиты считали, что народ его - скорее дельфины; а людей он вроде как частично принимает, но всё равно его стихия была и остаётся для людей по сути чужой. Греки эту тему развили и углубили; потомки степных кочевников, даже став прекрасными мореплавателями, к морю они продолжали относиться с некоторым естественным трепетом. Море было для них чем-то, что пролегает между жизнью и смертью, не принадлежа ни той, ни другой стороне; плывущий как бы не жив и не мёртв; он возвращается к жизни земной, только ступив снова на сушу. Таким образом морской бог выступает и как хозяин этой великой границы, сумеречного бытия между мирами. Плавание Одиссея в этом смысле - в изрядной степени шаманское путешествие; морем можно добраться и до тех земель, что лежат по сути вне нашего мира, чьи жители подчиняются другим законам.

Именно поэтому Посейдон - редкий гость на Олимпе как таковом. Формально второй после Зевса, Зевсу с его совершенно понятным, мирским, воинским культом он на самом деле чужд. Я подозреваю, что и "братом" его он стал изначально только в том смысле, в котором один монарх называет другого "мой царственный брат". Посейдон - не божество людей по своей природе, и его относительная "благость" открывается только тем, кто сам понимает необходимость смирения перед великой и изменчивой стихией.
Tags: theoanalysis
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…