Люди, которые готовы принять совершенно парадоксальную или этически дикую модель - это люди, которым в Боге собственно и нужно в первую очередь, чтоб он не был постижим человеческим разумом. Чтоб разум об него скрежетал и ломался. Но это не потому, что с этими людьми самими по себе что-то не так.
Просто это означает, что у человека так работает рефлексия. Ему кажется, что если Бог будет слишком постижим, если модель мира будет слишком связной - она не будет реалистичной. Человек не сможет в такого Бога поверить, ему будет всё время казаться, что он его, собственно, выдумал, что это какой-то слишком человеческий Бог.
А вот если ОНО одновременно одно и три, и ещё всеблаго и всемогуще одновременно, и с одной стороны бесконечно хочет всем добра, а с другой - спокойно допускает абсолютное зло - вот тут возникает то самое ощущение дикого когнитивного диссонанса, которое и указывает тебе как бы на то, что это действительно нечто внешнее, невероятное, непостижимое умом, недостижимое наукой - т.е. собственно оный самый Бог.
Я понимаю, что у меня почему-то предустановлена совершенно другая модель. У меня где-то торчит в голове человек как мера всех вещей; или, если переводить на около-христианский лад, человек как образ и подобие сами-знаете-Кого. Тем самым у меня очень чётко прописано, что если я даже подумав не могу этого понять, если это существо не способно преподать мне себя неким понимаемым образом - то, скорее всего, либо меня глючит в плохом смысле этого слова, либо кто-то мне врёт, либо я недостаточно старался понять. Таким образом достоверностью для меня обладает только насколько возможно качественно придуманная религия, в которой зазор между образом объекта поклонения и моим пониманием сведён на нет по максимуму. Я и без того никогда не пойму, как это существо движет Галактиками и образует цепи причинности; для нужной степени аромата непостижимости этого вполне достаточно.
Я понимаю, что неплохой моделью этого могут опять-таки служить отношения между людьми. Я не раз и не два слышал, что если в отношениях - любых, дружеских, любовных - всё обговорено, конституировано и внутренне запротоколировано, то это немедленно обесценивает вкус этих отношений. Что в той же самой любви должна быть какая-то напряжённая тайна, непонимание, за что ты любишь и почему и в каких пределах.
Я очевидно полагаю, что ЛЮБЫЕ отношения, кроме тщательно обговоренных и полностью понятых обеими сторонами - это взрывоопасный пипец, который может в любой момент превратить жизнь участников в АдЪ.
Ну вот и с Богом та же фигня. As above, so below. Но ведь это само по себе показывает, что я строю Бога по человеческому образцу, а не наоборот.