Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Краткий обзор монгольской шаманской школы. Шаманская ТБ.

Шаманство - опасная профессия. Естественно, что за века и века существования традиции сформировались некоторые негласные правила... которые сейчас, когда возрождается интерес к этому делу, становятся всё более гласными. Насколько я знаю, шаманы не то чтобы страдают от того, что к ним набегают желающие учиться извне - это скорее отличная гарантия от прессинга и осуждения - но если для монгольского или бурятского ребёнка какие-то штуки всосаны с первым самостоятельным глотком кумыса, то русские или китайцы так не мыслят и влипают иногда в совершенно очевидные ловушки.

Поэтому надо объяснять словами, и для этого придумывать или вспоминать, как это формулируется. Получается примерно вот такой список (конечно же, отдельные пункты могут разниться в зависимости от традиции, локации и интуиции).

1. Мартсан айраг сүйтгэх болно - "Забытый кумыс испортится".

Сей трюизм обозначает лишь то, что если шаман не шаманит - не даёт конвенционного выхода своему дару - то ничего хорошего из этого не выйдет; дар-то никуда не девается и начинает находить свои пути наружу уже помимо воли хозяина. Это прямой путь к безумию. Поэтому даже когда от шамана никто не требует услуг - или если он глубокий чёрный с дурным характером и вообще с людьми не работает - шаманить всё равно надо, для себя самого и своих духов.

2. Морь алга болсон, тугал ни үлдсэн - "Лошадь ушла, жеребёнок остался".

Так делают кочевники, приручающие полудиких лошадей; отпуская их пастись, мелких жеребят привязывают у юрт. Лошади-матери всегда вернутся к своим детям, а за ними и жеребцы, таким образом стадо не сбежит и не потеряется. Что это означает? Что второй по значимости риск - увлечься силой, красотой и ужасом той стороны и остаться там навсегда. Эффект в зримом мире тот же - безумие. Поэтому у шамана всегда должен быть "жеребёнок", к которому надо возвращаться. Любимый супруг, дети, друзья, какое-то вообще дело на этой стороне, которое будет вспоминаться даже там. История про одинокого шамана, аскета, у которого нет ничего, кроме его призвания - это не монгольская история.

3. Гол ууж чадахгүй - "Реку не выпьешь" (вы ведь уже поняли, что этот список составлял багатур Очевидность?..)

Здесь имеется в виду одна из главных опасностей для шамана вообще: в погоне за силой вступить в общение с чем-то, что априорно сильнее тебя, обладает неким источником силы, который по сравнению с твоими скромными возможностями может выглядеть как неиссякающий. Даже если это что-то дружелюбно, а ты сам белый, как выпавший снег - сущности той стороны не так-то часто умеют соизмерять силы. Риск поглощения твоей собственной сути, самости, чужой природой - это то, чего шаман любой ценой должен пытаться избегать. В особенности если тебе для совершения каких-то действий надо впустить эту силу в себя самого, стать её контактёром и проводником. Да: здесь самая главная точка расхождения между шаманизмом и монотеизмом любого рода, в особенности авраамического. Монгольский шаман в принципе предполагает наличие в мироздании неких сил мирового же масштаба, но близко общаться с ними не желает концептуально; максимум - уважать издалека. Для некоторых направлений в христианской и исламской мистике "совлечь с себя ветхого человека", отказаться от самости, раствориться в Боге - это цель целей; для шамана - один из главных страхов.

4. Газар бүр ööрийн гэсэн ястай балдаг - "В каждой земле свои кости лежат".

Эта туманная формулировка означает, что шаманизм - это не про фанатическую преданность конкретным силам. Провозгласить себя служителем только какого-то определённого духа или места или силы, проповедовать его, таскать с собой его знаки, добиваться от других его признания - с точки зрения бöö мöргöл это внезапно тоже путь к безумию. У шамана могут быть свои симпатии или антипатии на той стороне, но его основная задача всё-таки в том, чтобы взаимодействовать со всем, что ему встретится, и ничего по умолчанию не отвергать - это сохраняет ему возможность варьировать контакты, постоянно "чувствовать поле", быть готовым к любым встречам и любому типу взаимодействия. В особенности это актуально для кочевой цивилизации, которая сама по себе предполагает возможность оказаться за сто тыщ вёрст от привычных мест - а ведь там тоже надо как-то жить. Сейчас это помогает шаманизму остаться конкурентоспособным в условиях технического прогресса (провели железную дорогу? ну ОК, давайте общаться с духами железной дороги).

5. Чи ач зээтэй - "Ты - внук".

У монголов геронтократия и адское уважение к старикам. Поэтому эта фраза означает "Ты здесь младший, проявляй постоянное уважение!" Очень важно для шамана ни на минуту не забывать о том, что он рождён человеком и его возможности на той стороне, как бы велик он ни был среди своих коллег, уступают возможностям почти любого из аборигенов. Выступать с позиции реальной силы могут немногие - и после долгих трудов; по умолчанию лучше всё-таки считать себя слабейшим. Тут особенно весело чёрным, сам путь которых предполагает наглость и требует предельной самоуверенности. По сути этот казус решается так: белый транслирует идею "Я добрая пушистая маленькая мышка, погладьте меня", а чёрный - идею "Смотрите, какая я злобная, кусучая, опасная маленькая мышь, дешевле дать мне то, чего я хочу, потому что вы-то меня, конечно, раздавите - но в процессе я вам ПАЛЬЦЫ НОГ ПООТКУСЫВАЮ АРРРРР!"

6. Yхэх үед та тöрöх болно - "Когда умрёшь - родишься".

И что же, шаману так вечно и считать себя мелкой тварью в опасной степи? Нет. На самом деле, основной месседж обучения шамана очень чётко несёт смысл "Отложи свою гордыню, товарищ; не забудь, но отложи. То, что ты делаешь сейчас, та жизнь, которой ты живёшь - это твой первый, подготовительный этап. И когда ты правильно его проживёшь и правильно умрёшь - вот тут-то всё и начнётся, и там ограничений для тебя уже не будет". Собственно, о шамане, который достиг реальных высот ещё при жизни, говорят "Тэр үхэхийнхээ öмнö үхсэн" - "Он умер раньше своей смерти"; звучит зловеще, но означает лишь то, что ещё во плоти этот человек уже обладает силой полноценного духа.
Tags: philosofia, tengri
Subscribe

  • Я посидел и подумал.

    Справился с первичными эмоциями. Попытался проанализировать свои ощущения и мысли. И пришёл к выводу, что я всё ещё с собой согласен и всё ещё…

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • Я посидел и подумал.

    Справился с первичными эмоциями. Попытался проанализировать свои ощущения и мысли. И пришёл к выводу, что я всё ещё с собой согласен и всё ещё…

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…