Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Краткий обзор монгольской шаманской школы. Духи, жизнь и смерть

Теперь предположим, что обучение и посвящение нашего монгола прошло успешно, и перед ним встаёт необходимость как-то определиться и сориентироваться в прекрасном и ужасном новом мире его призвания.

У монголов нет представления о классическом шаманском "духе-спутнике". Точнее, это понятие они трактуют гораздо шире, чем многие другие шаманские традиции.

Очень любопытно, что в предковом по отношению к монгольскому алтайском шаманизме это представление ещё как есть. Алтаец, становясь шаманом, в обязательном порядке получает "потустороннего зверя" - кер-тютпа, который с этого момента становится его бессменным спутником в путешествиях на ту сторону. В сущности, это существо становится своего рода "переводчиком" и "проводником" для шамана, и без него он не может осуществлять свои функции.

Монгольский шаманизм здесь в достаточной степени гибче. Нет, тебе совершенно точно не запрещено иметь сүнслэг туслах - духа-помощника - и многие прибегают к этой практике. Но это не обязательно, и более того - это может быть необходимым именно на раннем этапе. Идеальное положение дел в будущем для монгола выглядит иначе; проходя всё дальше по пути шаманского профессионализма, он в сущности становится духом сам, обретает ööр нэр - "другое обличье" (буквальный перевод "другое имя"), и с этого момента его отношения с духами той стороны скорее равные, дружеские или враждебные, но в "проводнике" он больше не нуждается, сам становясь таковым. Более того, собственно, только шаман, который в полной мере обрёл "другое имя", и может выступать в роли учителя - потому что может свободно играть роль "духа-тренера" для своего ученика. Дух-помощник юного шамана - это скорее всего тот, с кем его познакомил старый шаман и попросил присмотреть за учеником, пока тот набирает опыт и силу.

Скорее всего, на этом пути шаман постепенно теряет человеческий облик. Люди в собственном смысле этого слова на той стороне присутствуют только временно - проходя через неё к миру мёртвых, откуда потом могут вернуться на землю. Чтобы жить на той стороне, надо быть чем-то иным. Отсюда у монголов есть особое представление о шаманском посмертии - если всю жизнь ты был шаманом, то, скорее всего, ты не уйдёшь по естественному для остальных пути перерождения. Ты уже при жизни мутировал во что-то несколько иное, и после смерти ты имеешь и возможность, и уже по факту желание присоединиться к нечеловеческой флоре и фауне другого мира.

Случаи обратного - идейного ухода общечеловеческим путём - бывают и не осуждаются, но для этого шаману приходится заниматься своего рода особой самодисциплиной, готовя собственную смерть как некоторый ритуал. Иначе та сторона затянет тебя к себе по умолчанию.

Впрочем, вообще представление о зöв үхэл - "правильной смерти" - для шамана есть нечто базовое, этому их начинают готовить с самого начала. Шаман, особенно могущественный, не может позволить себе роскоши просто взять и умереть, впав перед этим в старческий маразм и т.д. Плохо организованная смерть шамана скорее всего означает появление агрессивного или безумного духа, который может причинить много вреда и людям, и общему климату; именно поэтому убивать шаманов надо с огромной осторожностью и желательно в присутствии и с помощью других шаманов. "Естественной" же смертью для престарелого шамана является в сущности ритуализованное самоубийство того или иного рода - зачастую в форме своего рода endura, когда шаман просто отказывается принимать пищу и погружается в длительную и осознанную медитацию смерти.
Tags: philosofia, tengri
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments