Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Репрезентация и злость

Есть два подхода к религиозной архаике. Оба они бесявны (кажется, это вообще нормальная ситуация, когда существуют два полярных подхода)

Подход раз. Архаика - это нечто, что нужно превзойти. "Примитивный магизм", лишённый собственной цели и добродетели. Этот подход на русской почве более всего ассоциируется с Александром Менем, конечно ("Магизм и единобожие" собственно про это). А в америках есть такая очень популярная и добрым языком написанная книжка по популярному религиоведению - "Религии мира" Дугласа Хардинга, её там даже в школах детям дают как пособие; и совершенно та же буздырма, что у Меня; жили себе люди в печальном варварстве, существуя в постоянном страхе перед божками и чертями, совершая бессмысленные племенные ритуалы, а потом религиозный гений человечества бебебе, а духовные учителя человечества тутуту, и всё стало хорошо весьма.

ПОЧЕМУ ЭТО ЧУШЬ. Потому что никакого страха и ужаса в архаическом религиозном сознании на самом деле не заложено. Архаическая религия в любых её формах - это технология, она не столько этична (этика у них обычно просто антропно-эмпатическая), сколько практична; явления, с которыми шаманы какие-нибудь взаимодействуют, конечно, велики и страшны - ну так и море велико и страшно, и небо; это не мешает строить лодку и предсказывать погоду. Как на самом деле архаические религиозные культуры относятся к своим покровителям с той стороны - можно элементарно узнать из любой этнографии; если вкратце - совершенно запанибратски иногда. Не справившегося со своими обязанностями бога можно и плёткой высечь, и в речку кинуть, не, ну а чё он, мы ему честно жертвы давали. Как раз ощущение того самого глобального мистического трепета и "страха Божия" возникает именно там и тогда, где возникает продвинутый теизм; на тех же греках это можно прямо посмотреть; при Гомере бога можно и копьём ткнуть, и послать по матушке, если ты оторва Диомед - а при Эсхиле так уже нельзя, бог - это уже БОООООГ, он внепределен и разномогуч.

Цель и смысл архаики - человек, а не бог. Где ни посмотри на неё реальную, а не литературную - она в основном такая живая и прикольная штука, очень устремлённая к идее делать жизнь человека как-то лучше и забавнее.

Но! Второй подход не умнее! Он предполагает, что архаика - это Истинная Мудрость Человечества, которую мы потеряли из-за а) Деспотического Теизма б) Бездуховной Цивилизации с Культом Комфорта. А именно там, в палеолите, древние древни хранили что-то такое вот. Когда читаешь даже толковую вроде по отзывам книгу о современном шаманизме, а она начинается с десяти страниц рассуждений о том, как любая современная цивилизация отнимает у человека подлинное восприятие собственной души... Ну, собственно, вот уже и не читаешь, вот уже и в стенку кинул.

Совершенно опять же очевидно, что архаика класть хотела на любую исконную мудрость. Её это просто не интересует. В архаике обычно нет никакой моральной философии и - товарищи, там нет космогонии как явления. Обычное описание возникновения мира там выглядит примерно так: сначала ничего не было, а потом пришла большая утка, крякнула, поднатужилась и всё как-то стало быть, а утка улетела. А теперь о погоде.

Почему так? Да всё потому же: архаика - это практика. Неважно, откуда и кто пустил гарпун, важно, как достать его из хорошего человека и/или воткнуть в человека плохого. И как бы так сделать, чтобы с неба звёздочки не попадали. Это и есть единственная "мудрость" этой системы - набор практических рецептов и структурных схем для жизни людей с мистическим мышлением. Только им оно и полезно; никаких "откровений для человечества" в архаику не вложено и вложено быть не может.

Дыксы.
Tags: tengri, theoanalysis
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Пожалуй, я бы сформулировал свою позицию так

    Есть разные типы риска. Есть риск, как бы так сказать, алгоритмизируемый. То есть ситуация, когда, если ты ведёшь себя правильно и другие ведут себя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Пожалуй, я бы сформулировал свою позицию так

    Есть разные типы риска. Есть риск, как бы так сказать, алгоритмизируемый. То есть ситуация, когда, если ты ведёшь себя правильно и другие ведут себя…