Вот представьте себе. Тот самый батыепоход на Русь-Европу. Сто двадцать тыщ ублюдков верхами! И все они полностью игнорируют гигиену как таковую, да? Офигенный план. Такое войско просто никуда не дойдёт и не доедет, оно просто само собою тихо вымрет по дороге от всех болезней сразу. Или по крайней мере будет нести такие нестроевые потери, что ни о какой морали и эффективности в бою уже речи идти не будет.
На самом деле монголы действительно не любили мыться в воде. Ну мало её в Монголии, нашей драгоценной аш-два-о, и тратить её на полоскание тела как-то неохота. Да и мало ли что в ней там плавает! Но это не значит, что они не очищали себя НИКАК. Вот рецепт чистоты по-монгольски: берёте масло, если вы богатый - благовонное, если нет - обычное, какое есть; намазываетесь с ног до головы; посыпаетесь песком для пущей абразивности; берёте скребок и алга, удаляете всё это с себя вместе с грязью и старым эпидермисом. Может быть, не так приятно, как под душем понежиться, но шкура у среднего монгола дублёная, волос на теле мало, так что терпимо себе. Ну да, каждый день так не поразвлекаешься, но в благословенном средневековье вообще мало кто мылся чаще раза в неделю даже среди осёдлых.
Насколько монголы были внимательны к некоторой гигиене, очень хорошо свидетельствует то, что непосредственно в установлениях Чингиза была тема о необходимости наличия у воинов сменных нательных рубашек, желательно из шёлка. Из шёлка, массаракш. После завоевания Китая могли себе позволить. Европейцы просто хренели: раздеваешь ты после битвы труп такого мрачного степняка, а на нём, матка Боска, шёлковое бельё. Как на чёртовом герцоге. Тут ещё та фишка, что шёлк ко всему неплохо помогает при стреляных ранах: во-первых, слегка обеззараживает, а во-вторых, шёлковые волоконца как бы вминаются наконечником стрелы в рану и за них проще вытащить наконечник. Сплошная польза и рационализация.
Отчего же тогда во многих тогдашних европейских источниках всё равно упоминается специфический монгольский запах? Нетрудно сказать. Монгол живёт в абсолютном симбиозе с конём, монгол без коня - это четверть монгола, жалкий калека. Монгол общается с конями постоянно с самого раннейшего детства, буквально живёт и спит и ест среди постоянных лошадей, временами разбавленных верблюдами. Как следствие, конский пот и конский навоз монгол вообще не считает за грязь. Сушёным навозом - кизяком - монголы костры и очаги топят, запах от дымка тоже тот ещё; конским потом пропитывается просто вообще всё на монголе и вокруг, и ему норм, он не воспринимает этот запах как неприятный. Вот эту парфюмерную композицию европейцы и обоняли с ужасом.
Но это всё ещё не антигигиеничность, а просто глубоко альтернативная гигиена :-)