Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Ещё мысли на религиозную тему

Наблюдаю за тем, как мои ровесники или люди чуть старше один за другим переживают кризис религиозного мироощущения в той или иной форме. В свое время в своем социальном кругу я считался чуть ли не за главного вольнодумца, а теперь, кажется, имею шанс оказаться последним из глючников.

И, кажется, я понимаю тенденцию, и она несколько ширше и глубее, чем непосредственно мой контекст.

И если попытаться сформулировать мое ощущение словами, то оно будет, наверное, звучать так: религия в наше время и в нашем месте в принципе вряд ли пригодна для чего-либо, кроме бытия дополнением к мистике.

Какие функции раньше выполняла религия в нашем, условно-европейском пространстве, и почему люди не могли от нее отказаться и держались за нее до старости?

Объяснение мира и построение его картины? До свидания, наука делает это в сто раз лучше и непротиворечивее.

Построение основы для этики? До свидания, к нашим услугам сейчас вся мировая этическая философия от Сократа до Фромма через Канта, и в отличие от всех прошлых веков она реально доступна широким массам, а массы сами по себе худо-бедно научились читать и понимать.

Смысл жизни? Давно до свидания, она и так-то справлялась с этим не ахти (ну право же, далеко не всякий способен съесть модель вида "смысл твоей жизни - в служении непостижимому Богу и слиянии с Ним") - а теперь ее уж и вовсе здорово потеснила та же философия, щедро присыпанная сверху всякой психологией. При должном употреблении какой-нибудь Сартр делает Отцов Церкви как стоячих. Хотя бы потому, что модель у него гораздо более рабочая и реалистичная.

Таким образом в сухом остатке у нас остаётся что? Пролонгированный и/или неоднократный мистический опыт. Если какая-то нуминоза у тебя в мозгу засела, то хошь не хошь, а как-то ее надо объяснять. В принципе тут к твоим услугам, конечно, психиатрия, но не каждый на это пойдет (я не пойду, например). И вот тут может и пригодиться какая-нибудь религиозная модель, хоть бы и самая диковинная, потому что она помогает хоть как-то построить вокруг экспириенса хотя бы подобие системы. И это может быть самым органичным стимулом сказать себе "ну хорошо, религия не работает тут, здесь и там, в принципе не может работать вот тут, но мне пофиг - свою миссию для меня она выполняет".

А если этого нет? Если подобный опыт не является органической частью моей жизни? Тогда я и не нуждаюсь в его объяснении и понимании, самоочевидно. И тогда, называя вещи своими именами, лучше бы мне на религию вообще забить. Она не нужна при таком раскладе, более того - до определенной степени она вредна настолько же, насколько вредна идея при наличии нормальных современных таблеток лечиться притираниями и кровопусканиями. При таких раскладах религия превращается просто в очередную устаревшую модель мышления - и неизбежно, таким образом, рано или поздно разочаровывает и заставляет пожалеть о потраченном на нее времени.

Почему же я не воспринимаю это, тем не менее, как кризис религиозного мировоззрения как такового? Да потому что из моих глаз это - спасение, а не кризис. Исцеление и обновление. Мы живём в такое замечательное время, когда религия, хочет она того или не хочет, просто-таки вынуждена вернуться к своему первоначальному смыслу и сути, к тому, ради чего ее и придумали/открыли/осознали в мать-его-палеолите. Чем дальше, тем интенсивнее ветры перемен стряхивают с религии все то, что наросло на ней за века, все эти попытки быть одновременно наукой, социальной моделью, философией... все эти потуги занять чужое место просто потому, что больше нечему его занять. Этот период - когда религия должна была быть чем угодно, кроме собственно религии - заканчивается. И это благо в первую очередь для нее самой.
Tags: theoanalysis
Subscribe

  • ИДЕАЛЬНЫЙ вариант св. Христофора.

    А то и правда, что-то все образы устаревшие какие-то. А тут прям как родной. Теперь ещё бы в виде французского бульдога или шарпея его нарисовать.…

  • Жрецы и не жрецы

    Когда мы представляем себе жреца, в первую очередь в голове возникает картинка персонажа в ритуальном облачении, проводящего сложный ритуал. Это…

  • Жрецы и жертвы

    Понятие жертвы - непростая штука. Оно на самом деле, конечно же, гораздо старше любой развитой религии - в сущности, следы практик жертвоприношений…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ИДЕАЛЬНЫЙ вариант св. Христофора.

    А то и правда, что-то все образы устаревшие какие-то. А тут прям как родной. Теперь ещё бы в виде французского бульдога или шарпея его нарисовать.…

  • Жрецы и не жрецы

    Когда мы представляем себе жреца, в первую очередь в голове возникает картинка персонажа в ритуальном облачении, проводящего сложный ритуал. Это…

  • Жрецы и жертвы

    Понятие жертвы - непростая штука. Оно на самом деле, конечно же, гораздо старше любой развитой религии - в сущности, следы практик жертвоприношений…