Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

(подумав как следует)

Кажется, я понял, в чем моя определенная опорная проблема и где я вызываю у себя и людей когнитивный диссонанс. На самом деле, если посмотреть на себя честно, я таки себя не вполне точно оцениваю.

Похоже, я вообще не либерал в том смысле, в каком зачастую употребляется это слово. И я на самом деле у себя в голове не разделяю некоторых базовых ценностей, которые вроде как являются достаточно определяющими.

На самом деле я понимаю, что ценность понятия блага, некоторого правильного порядка вещей, зороастрийской asha, если угодно - таки стоит у меня определенно выше, чем ценность свободы. Причем во многих областях. Нет, я на самом деле не считаю, что свобода научной дискуссии - высшая ценность. Более того, я на самом деле не считаю, что свобода народного волеизъявления - высшая ценность. Я определенно вижу более высокие ценности в определенных идеях, как-то классический гуманизм. И если какое-то решение народа или какая-то научная теория ведёт, с моей точки зрения, к явно негуманным выводам - я у себя в голове определенно вижу меньшее зло (а может, и не зло вовсе) в том, чтобы здесь на чью-то свободу накинуть медный таз.

Понимаете, какой трэш; вот я представляю себе такую умозрительную картинку. Есть диктатор. Узурпатор. Тиран в греческом смысле слова. Он или она захватывает власть, предположим, сугубо в результате военного переворота. После чего устанавливает режим собственной неограниченной власти. Но. При этом он такой себе Марк Аврелий или Адриан. Людей в целом-то скорее любит. Или по крайней мере добра им хочет. Установил неплохие законы, за нарушение их - матамба. При этом, понимаете, он тиран. Свергать и смещать себя не позволяет. И если какая-то научная теория, скажем, пытается доказать что-то антигуманное, как-то расизм, биологически подчинённое положение женщин, мальтузианство какое-нибудь - так он, наш тиран, и за это тоже учиняет матамбу того или иного рода или по крайней мере не позволяет их проповедовать. И никаких свобод высказывания, зато люди живут хорошо и друг друга не едят.

И что я, если честно, испытываю, представив себя гражданином такой страны? Буду ли я бороться против такого тирана? Буду ли я страдать под его властью? Да понимаете, ведь НЕТ. Более того, если пройдут годы, а у нас в нашей стране Тирании до сих пор будет равноправие полов, спокойное отношение ко всяким особым моделям поведения, и не будет никто даже думать о том, чтоб высказываться в духе расизма или другой какой дряни - товарищи, да я в патриоты подамся, значок с личным символом Вождя на груди буду носить. Потому что ну хороший же человек, и все устроил как неплохо-то, гляньте. Что же от добра добра искать.

Жуть, но ведь факт. Я так чувствую. Я вот такой человек. Я правда не считаю, что просто нацепив себе на грудь табличку с надписью "учёный" и совершив несколько открытий, ты теперь неподсуден вопросу правды и кривды. Я не считаю, что ради науки или ради поддержания некоего общего уровня свободы можно терпеть от людей высказывания и идеи, поддерживающие то, что я считаю злом. А где у меня критерии зла? Да мои личные критерии. Они мои, я в них верю. Смысл для меня в том, по ходу, чтобы просто бороться за то, чтоб мои критерии добра победили и стали доминирующими. Вот тогда мне будет хорошо жить. А если ради некоего возведённого в ранг ценности права на свободу надо позволять людям гнать всякую людоедскую с моей точки зрения чушь - так шла б она, эта свобода, не стоит она того.

Пожалуй, общаясь со мной, надо принимать ко вниманию, что где-то внутри мое искреннее мнение выглядит вот так, и мое некое попутничество с либеральной системой происходит оттого, что она до определенной степени коррелирует с моим представлением о благе. Не о свободе. О благе. Добивается результатов, при которых блага в моем понимании становится больше.

Но когда она, добившись своего, говорит "а теперь стоп, вот этого мы говорить и делать позволять не будем, просто потому, что если это позволить, оно приведет к дурным последствиям и благо разрушит" - я понимаю, что она отступила от некоторой последовательности; но мне не дорога эта последовательность сама по себе.

Макиавелли, Аристотель, Ницше, Эразм и Вольтер, по ходу, заседают у меня в голове одновременно и недурно договариваются между собою-то. Но это - явно не классический либерализм и тем более не то либертарианство, которое за него сейчас иногда выдают.
Tags: philosofia, rattusologia, social
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →