Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Про смерть и вот это все: Продолжение банкета

Спасибо Александру, который тут отлично и полно формулирует в комментах концепцию; теперь я ещё чётче понимаю собственную позицию. В целом рационализм как раз за этим, да.

Во первых строках хочу заявить, что я немного лучше понимаю теперь, откуда берутся радикальные имморталисты. Потому что таки есть эта удивительная модель, по которой смерть нам дана во благо и для смирения, и не будь Волны - не было б и смысла. Это изумляет и вызывает оторопь, и желание, столкнувшись с подобным, жёстко уклониться в противоположную сторону я очень хорошо понимаю. Так в свое время трактат Льюиса про страдание чуть не сделал из меня не просто радикального атеиста, а что-то в духе воинствующего безбожника. Потом попустило, конечно, но осадочек остался.

Нет, граждане, конечно же, если иметь хоть сколько-то эмпатии и внутренней честности, никак не уйдешь от понимания, что смерть - это, конечно же, колоссальная уродливая несправедливость и трагедия, и люди, которые борются с нею, делают замечательное дело. И что вообще-то для человека естественно и желательно жить как можно дольше, только и исключительно самому решая, когда эту жизнь прекратить. Здесь я сам по себе, конечно, несомненный имморталист - никакого блага в смерти как таковой я увидеть не могу.

И, говоря о возражении Больдога: кризис, связанный со внезапным бессмертием возможен только тогда, если бессмертие будет именно внезапным. На возможность подобного нам пока ничего даже не намекает. Реалистичный прогноз предполагает, что наука будет постепенно увеличивать продолжительность функциональной жизни, пока не достигнет солидных значений, и чем дальше, тем больше мы будем приближаться к бессмертию - но все это будет МЕДЛЕННО, и человеческое общество со всеми его структурами сто раз успеет к этим изменениям приспособиться. Оно вообще приспособляемо, как звездец, иначе не было бы собой.

Но. В остальном, Александр, Ваши аргументы меня только укрепили в моем мнении. Все, что Вы говорите, снова и снова тычет мне ровно в одно больное место: что исходя из имморталистской картины мира, мне необходимо и важно признать, что смерть фатально обессмысливает жизнь. Это мировоззрение, возможно, сделало бы меня вдохновенным борцом за иммортализм в надежде на чудо или заставило бы меня цепляться за фантастические проекты вроде крионики - но это поставило бы передо мной совершенно очевидную модель мира, где жизни девяноста пяти процентов людей лишены даже подобия смысла. Это приводит меня в полное изумление и непонимание примерно в такой же степени, как и аргументы любителей искать смысла в смерти.

Я совершенно уверен, что личный смысл каждой конкретной человеческой жизни попросту НЕ ИМЕЕТ К СМЕРТИ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Он ей тупо параллелен. Есть жизнь, она осмысляется огромным количеством индивидуальных способов и опытов. Есть смерть, которая грубо и неадекватно прекращает эту жизнь. Это трагедия и повод для борьбы, кто бы что спорил. Но тысячи людей боролись с индивидуальной болью от факта смерти тысячами способов, находя новые и новые возможности сделать свою жизнь ценной, невзирая на ее конечность. Потому что у них не было выбора "жить или умереть, или жить, пытаясь отменить смерть". Перед ними стояла данность: они умрут, а смерть необорима. В рамках их конкретного опыта и возможностей они не могли сделать со смертью как с фактом ничего. Им оставалось придумывать и находить решение, как же жить в смертном мире, при этом не сходя с ума от ужаса и не теряя личного достоинства, и учась находить счастье в преходящем. Идея, что все эти люди "мычали и жевали траву" приводит меня в состояние достаточно сильного гнева, потому что здесь я вижу настолько неоправданное обобщение, насколько это возможно.

Смысл жизни человека реализуется им самим в течение его жизни, и смерть его не отменяет и не дереализует, потому что мы влияем друг на друга. Если я умер, и даже если меня больше нет нигде - я совершенно неизбежно оставил здоровенное количество последствий, каждое из которых имеет свои последствия. Я изменил каких-то людей, они изменили других людей, все вместе они изменили какой-то кусок мира. Даже если я при этом не сделал ничего, чтоб отменить собственную смерть или смерть вообще - мои действия реальны, плоды моих действий реальны, суммарное воздействие их на мир реально.

А вот я, существующий сейчас. Я стал таким благодаря некоторому количеству мертвых людей, которые, быв и жив, что-то сделали с моей головой (а некоторые из них сделали с ней что-то, будучи мертвыми задолго до моего рождения). Если я скажу, что их действия не имели смысла - я внезапно обьявлю нереальным себя, живого сейчас.

Идея "смерть задним числом стирает весь смысл человека из реальности" кажется мне предельно антигуманной в первичном смысле этого слова. Антиантропной. И противоречивой в самой своей основе; потому что сама идея науки, борьбы со смертью, борьбы с бедностью и страданием, все хорошие идеи, которые только придуманы - придуманы мертвецами. Более того, многие из этих мертвецов верили, например, в загробную жизнь; это совершенно не мешало им бороться с несправедливостью природного обыкновения.

А ещё, простите, но есть определенная эмоциональная слепота в том, что говоря "все любимые вами люди прожили жизнь зря, потому что не боролись со смертью, а сам факт их смерти сделал их жизнь бессмысленной" - ожидать после этого, что на сторону идеологии, заявляющей подобное, будет приток новобранцев! У человека с естественно сложенной системой мысли это, КМК, по умолчанию вызовет те же эмоции, что и у меня - а именно гнев. Я этот гнев рефлексирую и понимаю, что эта ошибка в построении модели мысли не обесценивает само по себе прекрасное дело борьбы со смертью; но кто-то другой может и не отрефлексировать, а просто пойти за эмоцией. И это вредит самому делу, которое - повторюсь - само по себе я считаю прекрасным.
Tags: crusade, philosofia, rattusologia
Subscribe

  • Сложновато

    Главное, что меня изумляет во всей этой истерике насчёт эпидемии, в которой почему-то участвует половина богохранимой нашей интеллигенции - это…

  • Эхмыыы.

    Я смотрю кино. Типа кино. Ютуб-фильм. Снятый при поддержке и консультации той самой всеми любимой Шульман с её постоянным участием. Прооооо Николая I…

  • У меня какой-то дичайший кринж от нашего литературного подхода к собственной истории.

    Что ни читай: хоть исторический роман, хоть фэнтэзи или фантастику на историческом материале, хоть "магический реализм" от отечественных авторов -…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Сложновато

    Главное, что меня изумляет во всей этой истерике насчёт эпидемии, в которой почему-то участвует половина богохранимой нашей интеллигенции - это…

  • Эхмыыы.

    Я смотрю кино. Типа кино. Ютуб-фильм. Снятый при поддержке и консультации той самой всеми любимой Шульман с её постоянным участием. Прооооо Николая I…

  • У меня какой-то дичайший кринж от нашего литературного подхода к собственной истории.

    Что ни читай: хоть исторический роман, хоть фэнтэзи или фантастику на историческом материале, хоть "магический реализм" от отечественных авторов -…