Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Смерть и вот это всё

Тут немного осаждают меня вопросами на тему, а почему я, собственно, не солидаризируюсь по жизни с движением трансгуманистов и/или, скажем, конкретно командой почитателей Юдковского, при том, что в принципе неоднократно выражал им сочувствие, а на тех же ролевых играх часто воплощал подобные типажи.

Те, кто меня знают хорошо, знают, думаю, и ответ на этот вопрос, посему дальше ничего нового для себя они, скорей всего, не увидят.

Но тем не менее. В целом товарищи делают нужное и благородное дело - занимаются совершенствованием и популяризацией и пропагандой науки, а конкретно - той ее части, которая посвящена изменению человеческой материальной природы разными способами, и как следствие - борются с самим понятием смертности человека. Хорошо ли это? Да это ОФИГЕННО. Тут я считал и считаю, что мало есть более благородных и достойных занятий. В особенности круты те, кто прямо вот буквально работает над методиками продления осмысленной жизни.

Но. Как бы так сказать. Какая-то весьма значительная часть трансгуманистов и им сочувствующих... Они... Ну, называя вещи своими именами, делают из своей идеи превосходный культ. Так, я уже не раз и не два натыкался на чудесные проповеди вида "если вы не занимаетесь проблемой смерти, вы живёте зря, потому что, если все умрут, то все бессмысленно, и, не будучи трансгуманистом, незачем просыпаться по утрам". А ещё - в ту же степь - что любая идеология, кроме трансгуманизма, вредна, потому как отвлекает нас от единственного смысла бытия - борьбы со смертью.

И вот тут у меня вылезает ряд очень явных внутренних возражений.

Primo. Давайте примем-таки, что любой человек настроен на достижение личного счастья и спокойствия. Ключевое слово - личного. Есть два с половиной Иисуса, которые реально внутренне готовы полностью забить на личное счастье ради чужого. Их два с половиной. Я не они,и скорее всего, никто из вас, это читающих, не они.

Secundo. Если полностью принять доктрину рационального трансгуманизма (не по Шардену, скажем) - то единственный способ стать счастливым - это не умереть. Потому что смерть конечна, абсолютна и обесценивает все. Поэтому с ней и надо бороться изо всех сил, не отвлекаясь более ни на что.

И вот здесь, КМК, рациональный трансгуманизм преотменно стреляет себе в колено. Потому что:

TERTIO, БЛИН. У меня для нас плохая новость: мы все умрем.

Нет ни одного шанса, кроме прилета инопланетян, что в течение жизни этого поколения человечество найдет лекарство от смерти. Все, кто живёт прямо сейчас, умрут. Скорее всего - с огромной вероятностью - даже те, кто сейчас новорожденные дети, все равно умрут. А уж для тех, кому сейчас больше тридцати, вероятность смерти точно равна ста процентам. Хорошо, есть реальный шанс, что кто-то из сейчас живущих доживёт до ста с гаком лет - всё-таки над продлением жизни наука действительно работает. Но потом и он умрет.

Quarto. К чему же нас это приводит? Что если последовательно и до конца принимать модель рационального трансгуманизма, то личное счастье ни при каких условиях ни для кого из нас недостижимо. Потому что, даже если наши усилия приведут к тому, что какие-то люди в будущих веках победят смерть, нам будет уже все равно. Мы будем мертвы. Нас нигде не будет. Для нас, конкретных нас, жизнь совершенно точно прожита зря, потому что она неизбежно завершится смертью.

Quinto. Что же получается? Что последовательный рациональный трансгуманизм пригоден к использованию только и исключительно для двух с половиной Иисусов. Которые на все рассуждения выше скажут: хорошо, лично я живу зря и мое счастье недостижимо, НО! я все равно сделаю все для счастья ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! и буду в этом видеть смысл, даже при том, что я Иисус-атеист, и прекрасно понимаю, что даже когда и если человечество достигнет бессмертия, мне, мёртвому, будет уже совершенно все равно.

Кроме того. Sexto. Даже если случится какое-то невероятное чудо и мы, сейчас живущие, обретём бессмертие, это никак не отменяет того, что все жившие раньше любимые и ценные нам люди в рамках этой философии необратимо мертвы. И никакое бессмертие для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! их обратно не вернёт и не воскресит. Их просто нет. Почему? Потому что им не повезло жить в эпоху до торжества науки. Эта модель в этом смысле так же безжалостна, как старинное пуританство, отправлявшее в ад без вариантов всех, кто жил до Р.Х. или вне ареала Церкви.

Поэтому, простите, товарищи. При всем уважении к борьбе со смертью как идее и деятельности, если я вот такое сделаю со своей головой, я укокошу себе экзистенциальную систему необратимо. Эрго - нет. Прекрасно понимая, что, возможно, вы и правы, для себя лично я выбираю искусство, мистику или религию, глючь, игру - да все что угодно, что создаёт у меня в том или ином виде ощущение личного бессмертия и надежду на встречи на той стороне. Возможно - и даже очень возможно - я ничего не самом деле с этого не получу, окажусь неправ, стану тешить себя иллюзиями, а когда умру, навсегда исчезну.

Но знаете что? Мне тогда уж точно будет пофиг.
Tags: philosofia, rattusologia
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • (без темы)

    А вот очень любопытно: если бы власти отреагировали на хибинскую историю равнодушно, или в прессе было бы какое-то заявление от Думы вида…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • (без темы)

    А вот очень любопытно: если бы власти отреагировали на хибинскую историю равнодушно, или в прессе было бы какое-то заявление от Думы вида…