Этот баланс - понимание, что религиозная ментальность является неотъемлемой частью человеческого мышления, но при этом надо тщательно следить, чтобы она не принимала уродливых форм и не доминировала в общественном строительстве - и составляет, с моей точки зрения, суть гуманизма в применении к религии. Почему нельзя, КМК, заявлять о неадекватности религиозной ментальности как таковой? Потому что это неизбежно приводит к очередному изводу шовинизма. Есть люди - огромная масса людей, до сих пор, в сущности, преобладающее большинство людей - у которых мистика прошита в базе. И ее очень трудно оттуда "расшить". У этих людей просто есть тот или иной личный опыт мистического, и его невозможно изъять из личности, не повредив личность. Такой человек сможет жить в мире торжествующего Научного Метода только все время подавляя себя и препятствуя самому себе думать определенным образом - в сущности, как бы все время наказывая себя за мыслепреступления. Вопрос. Чем это отличается от положения человека в ультра-религиозном обществе, который вынужден все время давить свои сомнения, свою рациональность, свою сексуальность или свою эмпатию к противнику веры?
Ещё туда же
Этот баланс - понимание, что религиозная ментальность является неотъемлемой частью человеческого мышления, но при этом надо тщательно следить, чтобы она не принимала уродливых форм и не доминировала в общественном строительстве - и составляет, с моей точки зрения, суть гуманизма в применении к религии. Почему нельзя, КМК, заявлять о неадекватности религиозной ментальности как таковой? Потому что это неизбежно приводит к очередному изводу шовинизма. Есть люди - огромная масса людей, до сих пор, в сущности, преобладающее большинство людей - у которых мистика прошита в базе. И ее очень трудно оттуда "расшить". У этих людей просто есть тот или иной личный опыт мистического, и его невозможно изъять из личности, не повредив личность. Такой человек сможет жить в мире торжествующего Научного Метода только все время подавляя себя и препятствуя самому себе думать определенным образом - в сущности, как бы все время наказывая себя за мыслепреступления. Вопрос. Чем это отличается от положения человека в ультра-религиозном обществе, который вынужден все время давить свои сомнения, свою рациональность, свою сексуальность или свою эмпатию к противнику веры?
-
ОЧЕНЬ интересно.
Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…
-
Давайте последнее поясню
Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…
-
По результатам комментов к прошлым постам
Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…
- Post a new comment
- 31 comments
- Post a new comment
- 31 comments
-
ОЧЕНЬ интересно.
Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…
-
Давайте последнее поясню
Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…
-
По результатам комментов к прошлым постам
Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…