Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Ещё туда же

Ещё о просвещении. Акцентирую один момент. Цель просвещения - какова? Грубо говоря, чтобы люди были счастливы, не находясь в плену у уродливых суеверий, и по этому поводу не убивая и не калеча друг друга, разве нет? Старинные гуманисты в европах хотели, КМК, примерно этого. Вот была кошмарненькая Тридцатилетняя война, например; вот она показала, что может сделать религия с человеческой естественной компассией (угробить нахрен, вместе с адскими тыщами людей). И тут прямо стало понятно, что с религией в том виде, как она была, надо что-то делать. Надо ее как-то либо менять - либо уж искоренять; и, как минимум, искоренять ее наиболее радикальные формы. Интересно то, что эти ребята в плане борьбы с анти-компассионными религиозными структурами местами были радикальнее любого Докинза ("Раздави гадину!") - но! При этом им в ум бы не вошло проповедовать искоренение мистического чувства как такового. Вопрос стоял именно и конкретно о необходимости деконструировать определенную модель религиозности. Собственно, что и входило в понятие "антиклерикализм".

Этот баланс - понимание, что религиозная ментальность является неотъемлемой частью человеческого мышления, но при этом надо тщательно следить, чтобы она не принимала уродливых форм и не доминировала в общественном строительстве - и составляет, с моей точки зрения, суть гуманизма в применении к религии. Почему нельзя, КМК, заявлять о неадекватности религиозной ментальности как таковой? Потому что это неизбежно приводит к очередному изводу шовинизма. Есть люди - огромная масса людей, до сих пор, в сущности, преобладающее большинство людей - у которых мистика прошита в базе. И ее очень трудно оттуда "расшить". У этих людей просто есть тот или иной личный опыт мистического, и его невозможно изъять из личности, не повредив личность. Такой человек сможет жить в мире торжествующего Научного Метода только все время подавляя себя и препятствуя самому себе думать определенным образом - в сущности, как бы все время наказывая себя за мыслепреступления. Вопрос. Чем это отличается от положения человека в ультра-религиозном обществе, который вынужден все время давить свои сомнения, свою рациональность, свою сексуальность или свою эмпатию к противнику веры?
Tags: philosofia, social, theoanalysis
Subscribe

  • (no subject)

    Пожалуйста, товарищи. Если вы правда хотите поддерживать со мной рабочие отношения - НЕ пытайтесь ни в каком виде вкормить мне антивакцинную…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Поймал себя на одной неприятной мысли

    Меня раздражают - более того, даже всерьёз внутренне злят - люди из моего круга, которые вот сейчас, посередь всего этого, радостно рассказывают на…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • (no subject)

    Пожалуйста, товарищи. Если вы правда хотите поддерживать со мной рабочие отношения - НЕ пытайтесь ни в каком виде вкормить мне антивакцинную…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Поймал себя на одной неприятной мысли

    Меня раздражают - более того, даже всерьёз внутренне злят - люди из моего круга, которые вот сейчас, посередь всего этого, радостно рассказывают на…