Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Пошла очередная дискуссия насчет инклюзии в школах

Суть в чем, все представляют, да? Детей с проблемами того или иного рода по физическому и/или умственному развитию включают в обычные классы, чтобы облегчить социализацию им и восприятие их обществом.

Идея сама по себе прекрасная, кто б спорил. Но сказать, что она реализована плохо - значит, ничего не сказать.

Я могу тут несколько судить, потому что я сам - жертва "непреднамеренной инклюзии". Поскольку родители мои к психиатрам относились крайне неприязненно (не без оснований, надо заметить - в семье был опыт чудовищно негативного контакта с советской психиатрией) - диагностировался я в 30 лет. А в детстве, таким образом, я учился в обычной школе. Сейчас я понимаю, что если б вместо этого в моей жизни была хорошая коррекционная школа - я был бы в разы здоровее и счастливее. Потому что ребенок с альтернативными запросами в обычной школе - это адова проблема для учителей, которые вообще не понимают, что с ним делать, и таким образом окружение становится адовой проблемой для него самого. Учился я хоть как-то только за счет сохранного интеллекта; если б у меня еще и соображалка чуть хуже работала, мое школьное обучение вообще закончилось бы полным фиаско.

Мое мнение здесь довольно категорично. Для того, чтобы ребенку с теми или иными специфическими особенностями развития было норм - им должны заниматься специалисты. Средний школьный учитель, называя вещи своими именами, не так уж часто является специалистом даже по общению со здоровыми детьми. Проблемный ребенок делает ему нерешаемую задачу, и справиться с ней он не в состоянии. Плохо от этого вообще всем, и учителю, и ребенку, и другим детям, и родителям детей, и небу, и Аллаху, и маленькой зеленой лягушечке.

Хороша была б идея готовить учителей в школах изначально в том числе и к тому, что им могут попасться трудные дети с особенностями. Тем более, что они все равно же могут попасться - потому что недиагностированных достаточно много. Если б учителя проходили автоматически при обучении дополнительный курс подготовки по работе с альтернативными детьми - инклюзия бы имела смысл. Но этого не делается.

Если бы в школах было организовано дополнительное пространство, где дети с особенностями могли бы побыть в комфортных для них условиях (темная комната с мягкими предметами для аутистов, etc) - инклюзия имела бы смысл. Но в школах такого нет. Для меня вот само нахождение в общем пространстве школы уже было адочком уровня "геенночка".

Если бы параллельно обучению другим детям давали бы курсы, обязательно включенные в школьную программу, по общению с людьми с альтернативной психикой, какой-то научпоп-материал и аккуратную пропаганду понимания...

Если бы от учителей не требовали, чтобы все дети одинаково хорошо сдавали экзамены (потому что ежу очевидно, что по стандартной школьной программе многие дети с проблемами по интеллекту будут учиться сколько-то хуже, и либо их будут за это шеймить, либо будут вынуждены занижать общий уровень, беситься из-за этого и ненавидеть этих детей)...

И.Так.Далее. В своем нынешнем виде инклюзия - это механическое помещение животных с одной этологией в среду животных с принципиально другой этологией. Получаем боль, дизастер и трэш.

НО. Чорт. Я при этом понимаю, откуда берется сама идея.

Дело в том, что а) нормальных коррекционных школ немного; б) хотя они и есть, они не пользуются доверием. В смысле, ярлык выпускника коррекционной школы - это до сих пор ярлык. Посмотрите вот, как Могултай великолепно об этом пишет. В одном не очень длинном тексте я вижу у него вагон формулировок типа "школа для дураков", "умственно и ментально дефективные", "больные и убогие" - и это не баба Маня пишет, а интеллигентнейший человек.

Если бы отношение было другим - хотя бы, блин, в интеллигентской среде - то можно было бы протестовать против неразумной инклюзии, призывая вместо этого к созданию качественных, бережно работающих коррекционных школ. Но пока тренд в мышлении именно таков - коррекционные школы будут оставаться резервациями, откуда потом будет очень трудно выйти в какой-то обычный мир, даже если твои отклонения и проблемы будут с той или иной успешностью компенсированы. А еще, если отношение будет оставаться именно таким, если человек с нестандартной психикой будет продолжать восприниматься как "дефектный дурак", это будет стимулом для родителей любой ценой этого ярлыка избежать и все-таки пытаться пропихнуть своего ребенка в обычное общество (потому что среднему родителю свой социальный статус через ребенка гораздо важнее самого ребенка и его сохранности).

Поэтому я таки не знаю, стоит ли протестовать против инклюзии. Возможно, вместо этого надо таки просто бороться за повышение квалификации учителей - в конечном итоге, это будет благом и для системы образования в целом, а лишняя осторожность и информированность нашим педагогам уж точно не повредит.
Tags: octopus-spy, social
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…