Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Однако, граждане. А патриарх-то укоренен

С неким изумлением для себя обнаружил (мне достаточно убедительно продемонстрировали), что в русской религиозной философии (правда, скорее светской, чем церковной - a.e. Достоевский) действительно существует очень своеобразная концепция хилиазма, в которой предполагается, что человечество может само повести себя таким образом, что никакого конкретного Страшного Суда не потребуется, и в сущности мир будет преображен в рай бесконфликтно. И это не долбанутая западная хилиастика вида «сперва царство праведных, а потом ВСЕ РАВНО конец света с кишками и кровищей». Это именно отмена конца света как идеи. Нечто вроде Тейяровской эволюционной концепции среди родных осин.

Вот век живи, век учись. А я-то думал, что в русской философии для меня ничего особо любопытного нет.

Тут у меня, правда, трескается крышка при попытке понять, как эта идея, если она и правда живет в головах, совмещается с концепцией разнообразных «волн над Нумэнором» типа Второй Мировой войны как наказания людям за богоотступничество. Если предполагается, что Бог готов отменить даже глобальный трындец ради людей, то за каким дьяволом он продолжает использовать локальные коллапсы как средство вразумления? Либо люди есть соработники Бога (йихааа, зороастрийский хайресис бессмертен) - и тогда они представлены себе в том смысле, что «наказанием» за их ошибки будет не Божья воля, а пропущенные ими, людьми же, прорывы ситуативного инферно. Либо Бог сам использует инферно как метод - но о каком тогда внимании к людскому выбору можно говорить?
Tags: theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments