В момент, когда "нация" побеждает и добивается независимости от империи или какой другой доминативной хрени, задача доброкачественного национализма считается выполненной и он может быть удален из организма без какого-либо вреда для дальнейшего здоровья общества. Или - перейти в мемориально-культурную фазу, когда заряд энергии, полученный в результате победы в борьбе за свободу, постепенно расходуется на всякие полезные вещи типа развития литературы на родном языке или проведения фестивалей и бугуртов на свежем воздухе.
Идея, что нужно сохранять национальную идею в том же пламенном виде на случай, "если завтра война, если враг нападет", я полагаю абсурдной. Потому что парохиальный альтруизм и биологическое чувство "свой-чужой" никто не отменял, и если враг таки да нападет, то никакой дополнительной пропаганды не потребуется - национализм воскреснет совершенно самостоятельно. Если такое получалось даже с довольно условными конструкциями типа "советский народ" - то что уж говорить о реальной общности по крови и культуре?
Потому я полагаю, что любой национализм, который продолжает поддерживаться или начинает проповедоваться в ситуации, когда государство у нас есть, а враг на нашу столицу прямо сейчас не претендует, следует считать злокачественным. Ничего хорошего от него не выходит, и если прислужники дракона зачем-то начинают его вбрасывать - то, скорее всего, это означает, что они в очередной раз замыслили какую-то свою махинацию, которая несомненно принесет пользу им и их хозяину, и несомненный вред живым настоящим людям, к какой бы "нации" они не принадлежали.
Это, в частности, означает, что современный русский национализм есть опухоль в ее наиболее очевидном виде, и единственное, что он может принести зараженным им людям - это боль и дизастер. И, да, с украинским, еврейским и, прости господи, американским национализмом - та же фигня. В этом смысле Донбасс - это не война "русских" с "украинцами", это война Гиркина с Ярошем, вот только страдают от ее последствий те, кто уж точно в этом всем не виноват; куда круче было бы запереть всех этих ревнителей "русского мира" вместе с поклонниками бандер-шухевичей в один бункер, да и двери снаружи заварить; что-то мне подсказывает, что, оставшись без них, нормальные люди договориться так или иначе сумели бы.
Также это означает, что для любого человека, который все еще пытается мыслить категориями, извиняюсь, свободы, какой-то, сорри, нравственности и, прошу прощения, общественного блага, иметь общее дело с националистами есть труднообратимая храфстра. Этого не поняли в нужное время ни наши, ни украинские либералы, и посмотрите-ка, ничего доброго из этого не вышло и, боюсь, не выйдет и впредь. Из вируса получается очень плохой союзник, даже временный и ситуативный.
Все это вышеперечисленное есть мое личное мнение, я не являюсь носителем абсолютной истины ни в каком смысле, тем более в политике, в каковой не являюсь ни экспертом, ни даже, в сущности, добровольным участником вообще.