Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Сложно все

Вот тут такая давняя дискуссия - вполне спокойная и вдумчивая - между boldogg и luthiele. Их обоих я, мягко говоря, сильно уважаю и считаю очень умными и добрыми людьми. И в этом разговоре вижу за обоими свою правоту. Более того, зачастую я спорил с Лутиэле, выступая примерно с позиций Больдога, а еще пару раз, давно еще, спорил с Больдогом, выступая примерно с позиций Лутиэле. Потому что - см. выше, в каждой из этих позиций есть своя внутренняя логика.

Но как быть-то на самом деле? Грубо говоря, вот есть я - человек с определенной нахватанностью в области психо(пато)логии. Я знаю о существовании разнообразных психических состояний, которые при этом прекрасно описаны современной наукой - и я даже не о психоанализе каком-нибудь говорю, довольно все-таки мутном и допускающем трактовки, а про буквальную клинически многократно доказанную психиатрию. Я не могу убрать этого знания у себя из головы. И когда я слышу историю о том, как в момент особого мистического переживания у человека ангельские крылья за спиной распускаются, он чувствует прилив неиссякаемых сил и готовность взмыть в небеса - да, какая-то моя часть тоже сочувственно пожимает плечами и говорит "Эх, чорт, биполярное расстройство, маниакальная фаза".

С другой стороны (я обычно говорю "с другого крыла", но тут это выглядит прямо дурным каламбуром) - вот есть я, человек с определенным мистическим опытом. Ну да, было, состоял, переживал. Причем это было никак не связано напрямую с определенной религией (то есть мои, скажем, переживания во время мессы в бытность католиком я еще готов был бы списать на общий инролинг во время околотеатрального действа). Нет, непосредственно мое, вроде бы никак не связанное с окружающей средой, никто на меня не воздействовал, кроме, возможно, меня же самого. И, как ни крути, это является огромной частью моей жизни - в смысле, некоторая часть моей гребучей личности отстраивается от этого опыта. Причем именно как от него, то есть я сколько-то цепляюсь за реальность (что для человека с моим диагнозом не самое простое дело) именно благодаря этому опыту и его внутренним трактовкам. И когда в контексте этого кто-то сочувственно пожимает плечами и говорит "Эх, чорт, да, подобные штуки у людей с аутизмом являются частотным случаем, вот почитайте "Особое детство" Ирис Юханссон, там примерно подобное же описывается" - какая-то моя часть в этот момент очень хочет, вы знаете, взять СИЛОВУЮ ЛОПАТУ и с криком "Железо снаружи - железо внутри" причинить сочувствующему определенные неудобства. При том, что книгу я читал, прекрасная книга, и да, описывается что-то очень похожее.

То есть тут я имею плюрализм мнений в одной отдельно взятой голове. Я сам себя сам по себе тоже трактую, конечно. И одновременно сопротивляюсь этому - потому что если я приму все это просто как патологический эпизод, то у меня сломается одна из базовых подпорок личности. Я пробовал. Несколько лет подряд последовательно деконструировал всю свою внутреннюю мистику, исходя из соответствующей базы знаний. На выходе получил адову депрессию и почти полное отсутствие смысла в себе и вокруг, а заодно и отличную деперсонализацию - в смысле "меня нет как явления". Как выяснилось, для меня психиатризация всего этого буквально смерти неотвратимой подобна. Сам сильно удивился - привык ведь считать себя скорее рационально устроенной крысой - но факт есть факт, самая, мать ее, упрямая в мире вещь.

И теперь у меня примерно такое же вот сложное отношение и к другим, чьим-то, "квэнтам", "глюкам", "видениям". С одной стороны, да, мне очень легко разобрать все это по винтику. И не то чтобы от такого "расплетания радуги" я начинал бы относиться к этим людям с меньшим уважением. С другой стороны - а если там все так же, как у меня, если человек построил от этого свою личность, если для него все это так же реально, как для меня?..

...Нет, плохая формулировка - здесь тоже чувствуется какое-то сочувственное "ну, если ты построил от этого свою личность, то ты, конечно, молодчинушка, держись за это, если это позволяет тебе жить, хотя мы, взрослые люди, конечно, знаем, что это психопатология, но она является объективно меньшим злом, чем депрессия - что уж поделать, если ты чужой Одинокому Мужеству Бытия и не можешь в экзистенциализм"...

Давайте так: каждый раз, как ты говоришь, что у тебя за спиной гребашат ангельские крылья и щупальца гигантского кальмара, по умолчанию я буду считать, что у тебя за спиной гребашат ангельские крылья и щупальца гигантского кальмара. Вот так уж ты устроен. И дальше я могу применять свои условные знания в области психологии только в том смысле, что а вот норм ли тебе, что ты одновременно ангел и кальмар? а как соотносится твоя ангельская суть и твоя кальмарная природа? а скажи - очень интересно - как ты научился помогать своим ангелу и кальмару договориться между собой? Но все это время я буду считать, что ангел и кальмар реальны в той же степени, в какой реален ты, находящийся передо мной, не более и не менее. Только при таком подходе я смогу оставаться честным перед самим собой. Потому что иначе получается, что у меня-то подлинная Нуминозность (о боже) - потому что я эту штуку все равно из головы достать не могу - а у тебя-то просто расстройство психики, прими таблетку. А этот подход - это все тот же достаточно неприятный мне подход, о котором я в свое время писал - про большие религии, которые объявили всю дикарскую мистику суеверием. И убили этим себя; я себя убивать пока не хочу, мне еще есть, чем заняться в окружающем пространстве.
Tags: alfar, octopus-spy, philosofia, rattusologia, tengri, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments