Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Вопрос дегуманизации по профессиональному признаку

В комментах в друж. журнале адова дискуссия, от которой у меня волосы пошевеливаются на голове (какие остались). Краткая суть: а) можно ли вообще считать людьми тех, кто служит преступной власти? б) можно ли вообще считать людьми тех, кто использует служебное положение для того, чтоб безнаказанно вредить людям себе в пользу? в) если какое-то общественное сословие или род занятий изрядно и мощно зашкварились в пункты а и б, достаточно ли этого, чтобы любого человека из этого сословия/рода занятий из рода человеческого исключить?

Прекрасно то, что много разных людей на все эти вопросы отвечают "да". Да, менты не люди. Да, менты не люди постольку, поскольку они менты. Да, все с этим нормально и меня, считающего так, это хуже не делает, потому что когда-то менты причинили мне зло или я был свидетелем того, как менты причиняли зло.

Вот есть у меня глубокое ощущение, что если ты правда считаешь так, то стоило бы никогда, никаким образом не причислять себя к европейской либерально-демократической традиции. Вообще никогда и вообще никак. Потому как она, традиция-то, при всех ее недостатках тем и хороша, что по крайней мере пыталась всякими возможными образами бороться с феноменом дегуманизации. И шатко, и валко, и со слепыми пятнами, в которые попадали то женщины, то негры, то геи - но пыталась же. И до сих пор пытается, и за это ей можно простить очень большую часть ее нелепостей, несовершенств и местами фатальных ошибок; потому что другой идеологии, для которой дегуманизация есть главный враг, у нас сейчас нет. Все остальные тем или иным образом пользуются опредмечиванием людей как средством. Для кого-то не люди все, кто не моего цвета рожи; для кого-то ради величия Империи человеческих жизней считать вообще не обязательно, люди - восполнимый ресурс; для кого-то если ты не веришь в моего бога моим образом, то ты подлежащий к сметанию мусор; etc etc etc. А вот в Европе в эпоху долбаного Просвещения зародилась однажды идея, что так нельзя; что любой человек есть человек по факту рождения его человеком, и это ничем не изменишь; поэтому эта система и называется "гуманизмом". И все остальное, все прочие достижения базируются ТОЛЬКО на этой теме; это база, все остальное - следствия.

И, да, из этого следует такая штука: нацист может считать тебя нелюдью, а вот ты его - не можешь. Если ты последователен. Ты можешь сказать, что он плохой человек, жестокий человек, безумный человек, человек, которого можно и нужно судить и казнить. Ради бога, это все нормально. Есть плохие люди. Есть настолько плохие люди - по поступкам их судя - что иногда приходится их как-то гнобить, а то они загнобят всех остальных. Это все нормальные аспекты несовершенства мира. Но все, кто люди - люди.

И это дает определенную очень верную свободу маневра. В том смысле, что такой подход оставляет все-таки возможность задействовать презумпцию невиновности, например. Или понять, что идейные правящие члены НСДАП, может быть, и подлежат казни, а вот простой функционер какой-нибудь - пусть он и носит форму, предполагающую его служение НСДАП - на самом деле совсем не так виноват в происходящем, а рядовой солдат вермахта, в сущности, не виноват вообще (если он лично, именно он лично, там, где имел выбор, не совершил лишней жестокости, а просто воевал на войне). Или осознать, что даже если ты принадлежишь к исключительно людоедской (в плохом смысле этого слова) культуре, именно и конкретно ты, невзирая на тот же цвет кожи и те же племенные татуировки, можешь над этой культурой подняться и выйти за ее пределы. В общем, все то, что называется индивидуальным подходом и уважением к правам личности.

Не знаю, какие выводы из всего этого делать.
Tags: crusade, discordia, frenzy, philosofia, social
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • (no subject)

    А вот очень любопытно: если бы власти отреагировали на хибинскую историю равнодушно, или в прессе было бы какое-то заявление от Думы вида…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • (no subject)

    А вот очень любопытно: если бы власти отреагировали на хибинскую историю равнодушно, или в прессе было бы какое-то заявление от Думы вида…