Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Конец Света: постскриптум. Плюс про игровую этику вообще

Был сегодня на постигровом сборе к "Концу Света". Получил вдруг опыт, который прямо хочется обговорить.

Primo, да, я ставлю еще один жирный плюсик Ринглу за драматичность решений. Таки да, определенное высокомерие и отстраненность Воинства Света в финале - это был не баг, а фича, вполне продуманная. И то, что мы выбрали свинтить ото всех чохом, в мастерскую картинку укладывалось и воспринималось как приемлемый вариант. Это интересно тогда вышло. Ну, да, простите, эльфы, пришедшие из совсем другого мира, не то чтобы и обязаны вести себя со смертными как няшечки - в особенности с такими специфическими смертными, какими были мы. С другого крыла, а смертные, таким образом, и не обязаны воспринимать этих чужих, странных тварей как этический образец. Все честно; разошлись, как в море корабли.

Но вот тут у меня возникает жирнейшее Secundo - ибо при таком раскладе эта игра дала мне один ценный урок. Я вдруг понял, что мало не в первый раз в моей игровой жизни мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО дали на игре по Толкину поиграть в "несколько правд".

Смотрите. Партизаны наши и часть рабов-хадорингов ждала эльфов как освободителей. Они дождались, более того - именно они смогли благодаря своей подрывной деятельности добиться того, что войско Запада нашло дорогу в нашу глушь. Они выходят из игры, чувствуя себя молодцами.

Вастаки посмотрели на эльфов - и поняли, что им как-то сильно не того, и что новая власть, с их точки зрения, не лучше старой. Неважно сейчас, правда это или нет; важно, что такая картинка в голове у нас была, а уж так это или это когнитивное искажение - вопрос в данном случае десятый. Важно, что мы ушли на Восток, тоже чувствуя себя до определенной степени молодцами.

Что же темный блок и сочувствующие? А для них эти эльфы однозначно были злом, и то, что они однозначно выступали с позиции силы и не демонстрировали абстрактного милосердия только подтвердило эту картинку. Они проиграли, да, и тех, кто не отрекся от Моргота, тут же на месте и порешили; но в рамках их собственной схемы мира они умерли героями, поминая своего АзгарЗаада.

Понимаете? Три стороны, три подхода, и, по сути, для каждого из них есть в этой системе возможность выхода если не вверх, то хотя бы вбок и вправо.

Главное ощущение, которое у меня сейчас на эту тему есть - А ТАК, БЛИН, МОЖНО БЫЛО? При этом у мастеров есть собственная позиция, по которой правы-то, конечно, партизаны; но! мастера в данном случае не только не навязывают ее игрокам, но и, по сути, за счет сознательной неоднозначности образа светлых сил закладывают в игру возможность для игрока увидеть мир игры принципиально иначе.

Вот это и впрямь создает контраст со многими играми, где я был до того, и где мастера однозначно ставили для себя задачу ВКОРМИТЬ любой ценой игроку свою этическую максиму, уж неважно, рад будет тому игрок или нет. Угадайте, какой вариант мне нравится несравненно больше.
Tags: crusade, philosofia, rpg
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments