Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Про болезни еще

На самом деле я, кажется, понял, где у меня ошибка в коде. Попытка вписать аутизм и прочее, включая близорукость, в "альтернативное здоровье" - это просто вполне естественный ответ на сохраняющуюся у нас сейчас дичайшую стигматизацию болезни как состояния.

Я полагаю, что это доброе наследие кальвинизма. Потому как не знаю другой доктрины, всерьез предполагающей, что здоровье и красота - это нравственные категории. Вот уж насколько античность была помешана на эстетике, но и им хватило ума восхищаться уродливым, как смерть, Сократом за то, что он, сцуко, Сократ, и больным насквозь Эпикуром за то, что он, сцуко, Эпикур. Там скорее вообще была ценность мужественного отношения к собственной болезни и спокойного - к собственной некрасивости. А сейчас есть некое доминирующее (все еще) представление о том, что быть некрасивым и больным - по сути стыдно, ибо ты как бы не сделал все, чтоб быть здоровым и красивым, А ДОЛЖЕН БЫЛ СДЕЛАТЬ. Оскорбление: "Вы все больные и не лечитесь". Это есть даже в популярной "психологии", когда ответственность за борьбу со своими комплексами неврозов внезапно возлагается на невротика, хотя что он изнутри-то может сделать? Нет, что-то может, конечно, но это скорее заслуга, чем обязанность.

Именно отсюда - желание мучительно запихать под коврик неизлечимо больных. Потому как эмпатически ужасно видеть человека, который находится в состоянии позорном и шельмуемом, и не может из него выбраться никак. Надо либо убеждать его, что он все-таки может вылечиться, если ОЧЕНЬ захочет (и тогда можно облегченно выдохнуть и свалить вину за его болезнь на него самого, за недостаточность намерения), либо попытаться доказать, что он на самом деле здоровый, просто в другом смысле. Такое "нестандартное здоровье, не для быдла".

Факт в том, что на самом деле шельмование болезни есть злая ложь. Болезнь - даже неизлечимая или трудноизлечимая - не делает человека хуже. Она делает его только болезненнее, затрудняет его жизнь, но не более того. Хокинг остается угарнейшим ученым, невзирая на паралич, Арнхильд Лаувенг - смелая, талантливая и адекватная тетка, невзирая на шизофрению. Это я специально тяжелые случаи показываю. Более компенсируемые вещи, типа аутизма или отсутствия ноги, вообще могут личность не угнетать и не менять концептуально, человек может проявлять те же нравственные и интеллектуальные достоинства, что и любой другой. Просто вот не может бегать и различать мимику.

Та же фигня - я писал уже когда-то - с красотой. Да фиг там, почему это я должен мучительно придумывать, почему это я ВСЕ РАВНО красивый, ВСЕ РАВНО здоровый? Нет, я - некрасивый и больной, но это ОК, быть некрасивым и больным, огромное множество - большинство, в сущности - людей не отличается красотой и страдает разнообразными болезнями, продолжая при этом любить, делать, желать, косить и клеить. Пока я не позволяю себе стать сволочью - я достойный человек, вот и все, а насколько я при этом сексуально привлекателен и физически эффективен - дело уже второе, третье и десятое.

На самом деле, и это отношение постепенно меняется. Исчезают из языка оскорбительные слова, возникают адаптированные под разных людей с разными проблемами общественные институты, меняется представление о визуальной презентации добра, но это происходит медленно. И, по-моему, весь этот вброс про то, что все на самом деле здоровые и красивые, только по-разному, не помогает ускорить процесс, а скорее несколько замедляет его, потому что снимает понимание происходящего. Нет, если я не вижу без очков, я не "почти зрячий человек с очками", я "человек, который без очков - почти слепой"; именно из этого следует развитие оптики - чтобы помогать слепым видеть. Для того, чтоб иметь намерение помогать слепым видеть, надо понимать, что они именно слепые. Я, со своими -10, очень хочу, чтобы у меня были очки, и как можно более хорошие; для этого мне самому надо признать факт своей почти-слепоты, и действовать соответственно, а другим, тем, кто придумывает очки, надо иметь в виду, что такие люди, с сильной близорукостью, есть, и нуждаются в помощи, а не в утешительном объяснении, что они просто "зрячие, но иначе".
Tags: octopus-spy, philosofia, rattusologia, social
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Пожалуй, я бы сформулировал свою позицию так

    Есть разные типы риска. Есть риск, как бы так сказать, алгоритмизируемый. То есть ситуация, когда, если ты ведёшь себя правильно и другие ведут себя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Пожалуй, я бы сформулировал свою позицию так

    Есть разные типы риска. Есть риск, как бы так сказать, алгоритмизируемый. То есть ситуация, когда, если ты ведёшь себя правильно и другие ведут себя…