Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Эмоциональное еще. К предыдущему про РИ.

Смысл вот в чем.

Я прекрасно понимаю, что есть свой кайф в манипулировании персонажем, когда ты ставишь его в некоторые смоделированные ситуации и разруливаешь их так или иначе. Это - высокое искусство игротехники. Я был игротехником и помню, что это приносит удовольствие и интеллектуальный интерес.

Проблема в том, что с моей точки зрения это не собственно игра. Собственно игра - это когда ты находишься внутри игрового мира настолько, насколько это возможно. Когда ты действуешь, опираясь на мотивацию персонажа, буквально переживаешь ее, временно отключаешь собственную логику и пользуешься логикой персонажа, а мир вокруг реагирует на это тем или иным образом. Это - удовольствие другого рода. Более того, это в сущности может вообще не быть удовольствием в процессе. Это неизбежно становится удовольствием после, когда ты заново обдумываешь - уже извне, выйдя из игры - поведение персонажа, и понимаешь, что ты был внутри, что получилось действительно воплотить живой образ. Тогда-то тебе становится хорошо.

При таком раскладе собственно игра - это треть игры. Первая часть игры - это подготовка персонажа, искусное простраивание такого образа, в который ты можешь войти так, чтобы на какое-то время забыть о иной мотивации, кроме персонажной. Это сложно и интересно. И это во многом техническая задача. Потом - после игры - ты обдумываешь произошедшее с тобой и оцениваешь, насколько глубоко ты вошел в образ. Это тоже по-своему техника, ну, то есть не техника, конечно - это анализ, это практика осознания и рефлексии. А вот на игре техники нет - вне сугубо физически-пожизневых условностей. На игре ты внутри. Ты не думаешь "как бы поступил персонаж?" - ты поступаешь. Ты не думаешь "Надо ли персонажу здесь паниковать, бежать, кидаться в бой, впадать в ступор?" - ты паникуешь, бежишь, кидаешься в бой или тупишь - и, да, тупняк - это игровое действие. Тупняк иногда очень важен. После игры ты думаешь: о, а здесь я тупил; а я правильно тупил? Персонаж должен был затупить? О, да, прям неизбежно. Э, да я молодец, я хорошо тупил!

На игре тебе должно быть глубоко все равно, насколько персонаж эффектно смотрится. Зрителя у игры нет. Эффект отсчитывать не от кого. То есть ты можешь, конечно, хотеть быть эффектным - если ПЕРСОНАЖ этого хочет! Но это происходит внутри игрового континуума, ты думаешь не о сюжете и не о сценографии, а о том, хорошо ли будешь смотреться в глазах вон той прекрасной дамы/прелестного юноши. А вот если твоему персонажу пофиг на прекрасных юношей и дев, и на внимание масс, а он просто честный трудяга - то ты до конца игры и будешь честно трудяжить, обмениваясь игровым взаимодействием только с ближним окружением, и при этом ты приедешь с игры с удовлетворением и ощущением, что ты зашибца поиграл (если именно такой была твоя цель, если ты сознательно придумывал персонажа именно как малозаметного честного трудягу). Несколько лучших ролей в моей жизни были именно такими.

А теперь внимание, почему я придираюсь к играм нарративного типа? Почему люди с таким взглядом на игру, который я считаю игротехническим, не имеют право делать свои игры?

Имеют, конечно! Свобода самовыражения рулит. Вопрос тут - эмоциональный, личный для меня - только в одном. На игре, адаптированной под отыгрыш моего типа, человек с отыгрышем "модельного" типа может поиграть, и ему понравится, и мне он поможет, а не помешает. Мы с Лоссэ чудесно повзаимодействовали на "Городке", притом, что Лоссэ говорит, что он по сути игротешил своего Генрика Радзивилла, а я был внутри своего отца Зигмунта по самые кончики ушей. При этом я изнутри себя воспринимал его персонажа именно как Генрика, вообще не видя там никакого Лоссэ - потому что Лоссэ хорош в своем деле, и даже если я-как-игрок знаю его подход к делу, я-как-персонаж не буду видеть ничего, кроме хорошо сделанного персонажа. Смею надеяться, что и я с моим "внутренним отыгрышем" ему скорее помогал, чем мешал, принимая от него пасы и обмениваясь эмоциями, помогавшими ему лучше простраивать свой образ.

А вот на игре, адаптированной под модельки, мне делать нечего! "1905" прямо из зубов у меня выскочила, я уже всерьез собирался подавать-таки заявку. Не-че-го де-лать. Там человек моего типа будет не то что бесполезен - вреден, будет плохо вписываться в модельку, а меня самого "модельное" поведение окружающих будет чудовищно выбивать, потому что регулярно будет создавать ощущение типа "мир сошел с ума, меня окружают опасные взбесившиеся роботы".

На выходе я имею ту ситуацию, что люди, которых лично я готов и рад был бы видеть на играх "моего типа", которым я и игроки моего типа не делали ничего плохого, взяли и обустроили игровое пространство так, что мне и людям моего типа места в РИ не осталось. Мы пустили белых - а они возьми и загони нас в резервацию. Это злость. Это обида. Это чувство одиночества и скуки. Это пустые сезоны, когда я мучительно дрючу календарь в поисках хотя бы одной игры, куда можно поехать без необходимости расписывать персонажа по шкалам и графам и перманентно держать в голове модели поведения, в которые я не в состоянии вгрузиться и поверить. А РИ для меня все еще важны и ценны, я нифига не наигрался, у меня есть еще масса мест, в которых я хотел бы побывать, и масса образов, которые я хотел бы воплотить.

Отсюда определенный накал. Я прошу прощения, если я кого-то этим обижаю. Но мне тоже обидно. Мне обидно каждый раз, когда я слышу слово "толчок". Мне обидно каждый раз, когда я слышу насмешливое "ОБВМ". Я чувствую себя запертым в гетто. Но я уверен, к слову сказать, что я в этом гетто далеко не один. Просто собрать игроков такого типа вместе - это как пасти стадо кошек.
Tags: rattusologia, rpg, social
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments