Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

О Средневековом Менталитете (тм)

Читал тут бегающие по сети споры об отыгрыше средневекового человека на играх. Основных пунктов, я так понимаю, три:
- менталитет средневекового человека качественно отличался от нашего;
- главным отличием было то, что гуманизм в любой форме средневековому человеку был не свойственен вообще, жестокость и насилие были культурной, социальной и психологической нормой;
- игроки не в состоянии этого понять, и надо их любой ценой (карточки, игротехника, мастерские кнуты) заставить быть жестокими и безжалостными, чтобы все получили удовольствие от Настоящего Отыгрыша Средневекового Зверства (тм).

Тут у меня, честно говоря, злость несколько затмевает очи, посему я буду писать довольно эмоционально.

Primo. Разница в менталитете между нашим временем и благословенным XII веком действительно есть, и еще какая, и куда как не в пользу благословенного XII. Я бы отметил одну главную штуку: ценность жизни. В частности, таковая если и не отсутствовала, то была настолько меньше, чем сейчас, что это довольно трудно представить. Причина проста: умереть было не просто, а очень просто. Люди просто перманентно и постоянно умирали. Смерть была настолько частым явлением, что воспринималась по сути обыденно - это не значит, что о близких не горевали, просто никто не испытывал шока от встречи со смертью. Сейчас, если у матери умер маленький ребенок - это трагедия, ужас, все в шоке - потому что в норме из 10 детей выживают 10. Тогда - из 10 детей выживали 1-3. По ним даже траура не носили. Для взрослых добавим сюда войны, охоту, эпидемии и черт-те что еще. Мир Смерти в буквальном смысле, на одного живого в каждом доме десять мертвых.

Второй спутник человечества - Голод. Об этом и говорить нечего. Любой "бедный студент" с московским доходом в 10 тыщ деревянных сейчас живет сытнее, чем средний средневековый крестьянин.

Но это-то и есть нормальная биологически ситуация, как это ни печально. Это сейчас мы строим "вторую природу" на таком уровне, что начинаем побеждать смерть и голод, и они становится для нас не естественными свойствами бытия, а чем-то страшным и чужим. Тогда люди жили, как честные обезьяны в естественной среде обитания - ну, немного лучше; все-таки какая-никакая медицина была. И их психика была к этому приспособлена и устойчива - массаракш, она формировалась в таких условиях.

Secundo. Из всего вышеперечисленного НЕ следует, что эта самая психика была качественно иной. Это наша постепенно (чудовищно медленно) становится иной. Все наши идеи, все наши черты, все наше мышление на самом деле родом из оттуда - прошло слишком мало времени для коренного переустройства личности; можно сказать, что в эпоху тотальной информации и сверх-развитой науки задаются первые предпосылки для этого переустройства - не более того. В остальном, дорогой анонимус, именно ТЫ - не просто средневековый человек, ты человек палеолитический. Твой мозг, его структуры, его свойства - все это матушка-эволюция собрала еще стопятьсоттыщ лет тому в виде кроманьоно-неандертальского гибрида, каковым ты и остаешься по сей день. И это не плохо. Это нормально. Потому что всю науку-этику-гуманность-искусство придумали именно мы, пещерные люди. ЕЩЕ ТОГДА, В ПАЛЕОЛИТЕ. Уже тогда рисовали на стенах потрясающие картинки и заботились о больных артритом стариках и пострадавших на охоте калеках.

Tertio, конкретика. "Рыцари убивали крестьян направо и налево". Ложь. Если бы рыцари убивали крестьян направо и налево - они сдохли бы с голода. Средневековый рыцарь, в отличие от нас, детей мегаполиса, прекрасно понимал, что булки на деревьях не растут и в супермаркете не самозарождаются. А откуда они берутся? А угадайте. Их делают. Кто? Нет, не волшебные роботы и не фэйри из холмов. А вот эти самые крестьяне. Они - ресурс, и очень ценный. Тоже не очень-то хорошо относиться к людям как к ресурсу и вещам - но это и сейчас практически норма среди власть имущих.
"Сожжение ведьмы - нормальная картина". Ложь. Ведьм в средневековье НЕ ЖГЛИ. Устал уже, право. Ведьмовская истерия началась как раз тогда, когда средневековье кончилось - не просто кончилось, а рухнуло в хлам, добитое Черной Смертью и климатическим звездецом, и была одним из следствий тотального пост-апокалипсиса. Не знать этого - это быть полным невеждой. А еще берутся поучать МЕНЯ, как мне средневековье играть.
"Все средневековые люди были фанатично религиозны". Ложь. Уровень религиозности среднего средневековца - как у нынешнего "обычного" человека совершенно. Они были изрядно суеверны и поэтому соблюдали массу внешних обрядов и обычаев. В плане же реальной "этики жизни" на религию как тогда, так и сейчас заморачивались только действительно особые люди - и их уже тогда сами церковники выделяли как особых и ставили теплохладной пастве в пример. Для рядового же крестьянина обычаи предков, мнение соседей и собственные страсти-желания стояли несомненно выше любых церковных канонов, которых этот крестьянин, ко всему, еще и не знал по неграмотности. Походите сейчас по улицам, поспрошайте людей - получите ту же картину.
"Насилие доставляло средневековым людям особое удовольствие". Ложь. И тогда, и сейчас были специальные профессионалы насилия - люди войны. Они волей-неволей к насилию привыкали и научались таки его по-своему любить. Можно сказать, что у определенного количества рыцарей был такой затяжной "афганский синдром". Хотя когда жить стало посытнее - и рыцари начали увлекаться стихами и ритуализованными спортивными турнирами вместо реальных драк. А крестьяне не любили войну никогда, вообще никогда.

Очевидные вещи говорю, да? Любому, кто видел хотя бы издалека обложку учебника для средней школы, это скучно читать за полной банальностью фактов, нет?

Quarto, ролевая игра. Что дает нам ролевая игра в плане условностей? Правильно, отсутствие страха смерти и боли. Реальной смерти и реальной сильной боли. Мы умираем и мучаемся от ран "понарошку", и даже самый гениальный отыгрыш этого ощущения из головы не вынет (и слава Богу, потому как иначе это была бы слегка психопатия). Что это дает? Правильно, естественное понижение ценности "жизни". На ролевой игре люди "умирают" и "калечатся" легко и много. Что и дает нам в результате убедительно-средневековый общий пейзаж.

То есть главную проблему для нас решает сама игра как таковая, как субстрат и процесс. А остальное - это просто подготовка на уровне сведений, данных, фактов. Проблема "маркера дворянства" решается сама собой, если вспомнить, что крестьяне НИКОГДА не носили мечей, а дворяне как раз таскали их постоянно. Выучить те две-три латинских молитвы, которые знал средний средневековый католик - трудность невеликая (и если он будет произносить латинские слова с ошибками - это только добавит антуражности). Общие сведения о бэкграунде можно получить, прочитав две-три главы из упомянутого выше учебника. Если нам, мастерам, лень постараться подготовить игроков даже на ТАКОМ уровне - или если мы, игроки, не хотим вообще ни слова прочесть к игре, даже в формате десятка страниц простым стилем - то это не проблема психологии, это просто мы плохие мастера и плохие игроки, и на полигоне нам не место, и нафиг вообще такие игры делать, мир от них лучше не станет.
Tags: philosofia, rattusologia, rpg, social
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • (no subject)

    А вот очень любопытно: если бы власти отреагировали на хибинскую историю равнодушно, или в прессе было бы какое-то заявление от Думы вида…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • (no subject)

    А вот очень любопытно: если бы власти отреагировали на хибинскую историю равнодушно, или в прессе было бы какое-то заявление от Думы вида…