Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Каникулярныя размышленiя

о делахъ вѢроучительныхъ. Кредентес, может сойти за продолжение нашего спора.


Если вкратце - "Я больше не нуждаюсь в этой гипотезе".

В смысле - а в том же смысле, который вкладывал автор высказывания. Я до сих пор не очень-то понимаю, что мне делать с достаточно мощно инсталлированной в меня уверенностью в существовании в том или ином смысле какой-то другой стороны бытия, да и не уверен, что с этим нужно что-то делать - я скорее рехнусь, пытаясь вывернуть мозг наизнанку. Но сейчас я скорее поверю в то, что "нематериальная" реальность является скорее какой-то другой, еще не распробованной нами, формой материи - и довольно о том.

Опирать и основывать этику на чем-то религиозном, пожалуй, окончательно отказываюсь. Проблема для меня с упованием на прекрасный внешний мир заключается банально в том, что вот на него-то у меня уже веры не хватает - у меня такое ощущение, словно, совершая всю жизнь leaps of faith, я наконец-то упал и сломал ногу, и теперь прыгать как-то совсем не хочется.

Но никакого теистического большого Бога в моем мире больше нет, и это, пожалуй, насовсем (если со мной чего-то такого удивительного не произойдет, тут зарекаться не стоит). Я не могу базировать свою надежду, свою опору и свое мироощущение на чем-то настолько непредсказуемом, недоказуемом, капризном и самоочевидно не объяснимом.

С другой стороны, я категорически не согласен с тем, что вне-теистическая этика не работает, и если говорить о вере, то она вот тут. Я полагаю и предполагаю, что в человеке достаточно умопостигаемого блага, и не нужно вкладывать туда таинственного и непостигаемого, чтобы что-то работало. С другой стороны, дряни тоже много, что уж. Но я не могу больше поверить, что какая-либо религия способна что-то с этой дрянью автоматически сделать; факты, сволочи, против. Поэтому - если Бог этого не может, значит, либо он отсутствует, либо в такой туманной дали, что хрен докричишься, либо он злонамерен; т.о. его надо либо игнорировать, либо с ним бороться. С другой стороны, все негативные проявления религии с тем же успехом объясняются человеческой дрянью, поэтому бороться стоит, наверное, все-таки не с виртуальным божеством, а с реальными свойствами психики, которые умелою работою исправимы, а в случае неисправимости - изолируемы вместе с носителем силами современного правового общества.

С третьей стороны, эволюция существует, и - привнося сюда мою продолжающуюся уверенность из 1-го абзаца - я полагаю, что она существует на всех уровнях. Если рано или поздно религиозный контекст тоже изменится таким образом, чтобы наилучшим путем преобразовывать человеческую природу - нехай будет здрав. Я не согласен воевать c религией как таковой. Она может идти человеку на пользу - но только в том случае, если отсчитывается от человека, от его реальной жизни и реальных ценностей, умопостигаемых и очевидных. Ни "внешняя" мораль, ни "внешняя" надежда в этот список не входят, ergo я для себя отказываюсь признавать их как достижения религией чего-то хорошего.

С последней стороны, быть может, я еще найду для себя что-нибудь удивительное. Я не отрицаю этой возможности. Мне бы это понравилось, наверное. Но пусть это удивительное найдется в процессе поиска хороших вещей под этим небом и этим солнцем. Тогда от него и правда будет прок.

Посему - итсизм, господа, с элементами игностицизма на неотъемлемой базе вне-религиозного гуманизма и со спонтанной эмоциональной симпатией к разнообразной анимистической хрени. Я честно не знаю, почему этот мир таков, как он есть, я могу только пытаться жить и действовать в нем, используя все свои навыки и знания, религиозные и светские, на благо себе самому и тем хорошим людям, которые попадаются мне на пути, и во вред людям и явлениям плохим.
Tags: philosofia, rattusologia, theoanalysis
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…