Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Иранский кульбит

А что с зороастризмом? С ним все исключительно странно и любопытно. Древнеарийские племена вроде как были изрядно патриархальны, по крайней мере, все известные нам исторические деятели - мужчины; в целом это было так и в божественных сферах, но с некоторыми очень заметными исключениями.

Начнем, так сказать, с Самого. Верховный бог зороастризма - Ахура-Мазда - на самом деле называется этим именем не вполне корректно. Он - составное существо, единый в семи лицах, из которых собственно Мазда, Ормазд - всего лишь "первое среди равных" обличье единой сущности. Перечислю эти субличности Бога.
- Ахура Мазда, Мудрый Господин. Мужское обличье.
- Воху Мана, Благой Помысел. Мужское обличье.
- Аша Вахишта, Наилучшая Истина. Женское обличье.
- Хшатра Ваирья, Избранная Власть. Женское обличье.
- Спента Армаити, Святое Здравомыслие. Женское обличье.
- Хаурватат, Целостность. Мужское обличье.
- Амеретат, Бессмертие. Мужское обличье.

То есть из семи аспектов Бога три - женские, и в то время, когда в зороастризме еще существовала традиция антропоморфного изображения Бога, они изображались соответственно. Сам Бог таким образом - в целокупности своего существа - предстает сущностью андрогинной, хотя и с перевесом и верховенством мужского начала.

Среди почитаемых "ангелов" зороастризма - язатов - женщина только одна, зато крайне почитаемая (на втором месте после величайшего язата - Митры). Это Ардви-Сура Анахита, существо, хранящее чистую воду рек и озер, персонификация Реки такая же, как Митра - персонификация Солнца. Она оставила здоровенный след даже в пост-зороастрийской, например, армянской культуре (Анаит).

Кроме того, выделенное упоминание о почитаемых существах женского рода содержится в одной из трех основных зороастрийских молитв - "Йенгхе Хатам":

"Тем сущим, кого почитание благом
Для Правды признал Мудрый Владыка –
Тем, женам и мужам, воздаем мы честь."

Последняя строчка в буквальном переводе выглядит так: "Им и им воздаем мы почитание"; местоимение "они" в авестийском языке имеет род, и первое употреблено в женском роде, второе в мужском. Эта молитва читается на каждом зороастрийском богослужении, таким образом о существовании почитаемых женщин зороастрийцу напоминается постоянно.

Что, правда, печально - что это не помешало поздним зороастрийцам обложить женщин сорока тысячами обрядовых ограничений; поэтому если изначально вся эта традиция и свидетельствует о меньшей мизогинии в зороастрийском культе, время изрядно стерло эту особенность, и после захвата Ирана арабами зороастрийские женщины с охотой (!) переходили в ислам (!) потому, что там было МЕНЬШЕ (!!!) ограничений.
Tags: gethen, humata, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments