Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Прото-ислам: богини в опале

Продолжая тему женских образов в религии, нельзя не упомянуть, ясное дело, про две крупнейших монотеистических религии - ислам и иудаизм.

Я не напрасно выделяю в "монотеистические" именно их. Христианство со своим тринитарным догматом и преизобилием вторичных образов поклонения стоит несколько в стороне от чистого монизма, что и мусульмане, и иудеи не минуют отметить; зороастризм же изначально, даже если не учитывать дуализма, предполагает не то что три, а ажно семь лиц Бога, и ко всему еще и целую плеяду крайне почитаемых ангелов. Ислам же с иудаизмом есть по сути две формы одной и той же семитской традиции, и обе этих доктрины предполагают совершенное одиночество Бога в небе - ни иудеи, ни мусульмане ангелам, скажем, не молятся, хотя и признают их существование; более того - именно в этих двух религиях наиболее сильна концепция предопределения, предполагающая абсолютную, тотальную власть Высшего существа над судьбами и душами людей.

И в обоих случаях этот Бог - один и тот же, заметим - стопроцентный, самоочевидный мужчина. Конечно, в развитом иудаизме существует представление о том, что у Бога самоочевидно отсутствуют признаки пола - но тем не менее везде, где с литературной или проповеднической целью Яхве обретает подобие человеческого облика, этот облик всегда мужской, и в священном браке с невестой своей - Израилем - Яхве выполняет роль мужчины, мужа. В исламе же, насколько я знаю, за исключением сверх-маргинальных суфиев гендер Аллаха вообще никто сомнению не подвергал.

При таком раскладе особенно забавно именно то, что в обеих этих традициях невероятно мощный и популярный женский культ был - точнее, он был в предковых традициях как арабского, так и еврейского народов, из которых ислам с иудаизмом эволюционировали.

Мохаммед из Медины не придумал своего Аллаха (Аль-Ла, The God, Тот Самый Бог). Ему как первотворцу и первооснователю арабские племена поклонялись задолго до собственно ислама; точнее, признавали его существование и уважали его святость. В доисламской арабской религии Великий Бог был классическим deus otiosus, Творцом, который единожды создал творение, и с тех пор блюдет его общий строй и наблюдает за ним, но в дела его напрямую вмешивается очень редко. А непосредственным контролем за мирозданием занимаются трое его детей, точнее - три его дочери, святых первосотворенных сущности, которым и принадлежала львиная часть почитания. Их звали Аль-Узза, Манат и Аль-Лат.

Аль-Узза, что значит "Могущественная", "Мощная", была, скорее всего, богиней-воительницей наподобие кельтской Морриган или Афины. Манат, "Судьба", хозяйничала в загробном царстве и судила мертвых. Но наиболее почитаемой была, конечно же, Аль-Лат, чье имя, собственно, является женской формой имени Аль-Ла - "The Goddess, Та Самая Богиня". Она изображалась в воинском облачении, но была скорее не покровительницей войны, а небесно-солярным божеством, вседержительницей и наместницей мира. Когда арабы хотели принести нерушимую клятву, они клялись солью, огнем и "Аль-Лат, той, что над всеми".

Если верить некоторым хадисам, изначально Мохаммед собирался включить поклонение Трем Сестрам в исламскую практику - это было тогда, когда он еще надеялся договориться с курейшитами, богатейшим племенем, особо чтившим их, мирно. Но когда договору срастись не получилось, он вычеркнул положительные упоминания о богинях из Корана, заявив, что внес их в Святое Писание по сатанинскому соблазну, который теперь сумел преодолеть. Вместо этого в Коране появились дивные строчки: "Неужели у вас сыновья мужи, а у Аль-Ла дети - только женского пола? Это было бы несправедливо"; и культ Сестер начал подвергаться мощному прессингу. Верховный храм Аль-Лат в Таифе был разрушен, изображения и священные символы Сестер выкинуты из Каабы (где изначально занимали почетное место). О дальнейшей судьбе Троих известно довольно мало; предположительно, какое-то количество их последователей продолжали существовать под сенью ислама, но никаких явных свидетельств этого нам не осталось. Впрочем, если учесть специфику проповеди ислама, это довольно естественно.

После истребления Сестер из культовой практики какое бы то ни было почитание женских сущностей в исламе прекратилось как таковое. За отсутствием культа святых пробиться в "религиозный истеблишмент" у женщин не было шансов никаких; впрочем, и положение их в мусульманском обществе как таковом довольно быстро окончательно оформилось вполне определенным образом, более-менее всем известным.
Tags: gethen, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments