Как выглядит «палеовенера», все знают. Довольно специфически. На эту тему было сломано немало копий, да и несколько оригиналов пострадали: что-де это такое за фигня, неужели тогда был такой идеал красоты, или это культ плодородия, или какой-то особый сексуальный культ, или все дело в том, что тогда царил суровый матриархат и женщины могли выглядеть, как хотели?.. в общем, спекуляции и спекуляции еще раз. Такое ощущение, что в головах у исследователей есть особый выверт: если изображена женщина — то это либо сексуальный символ, либо символ плодородия и материнства. Заметим, что именно на «палеовенерах» основывают свои рассуждения сторонники теории «предкового культа Богини-Матери», о котором позже.
Одну теорию на эту тему выдвинули в свое время, если я не ошибаюсь, товарищи из Чикаго, где сидят мало не лучшие в мире религиоведы. Теория сия гласит, что характерная внешность «палеовенеры» - огромные отвисшие груди, тучное расплывшееся тело — это внешность старухи, много рожавшей, много кормившей и очень обильно питавшейся. Старухи привилегированной. «Бабушки»-геронтократа. Удачливой старухи. Она, конечно, имеет отношение и к плодородию, но главный ее смысл — что она дожила до старости и притом толста и весела. Таким образом амулеты, ее изображающие, могут привлекать подобную же удачу к носителю — что и объясняет их широчайшее распространение.
Не знаю, насколько доказуема эта трактовка как таковая, но геронтической природе «палеовенер» есть одно косвенное доказательство. У них обычно нет лица — возможно, потому, что удача должна быть связана не с конкретным человеком, а с домом или родом, и символическое воплощение этой удачи должно принимать любые черты, а для этого надо не иметь собственных. Но у нас есть более позднее воплощение той же визуальной концепции — это так называемая «великая богиня» из Чатал-Гуюка.
Там мы видим женщину, сидящую пафосно на троне, и пропорциями тела исключительно напоминающую «палеовенер». Те же растянутые огромные груди, та же тучность — но у нее вдобавок есть лицо; и это — лицо властной суровой старухи. Не «Матери», а «Праматери». Могло ли это быть продолжением той же традиции? Черт его знает. К сожалению, в общении с бесписьменными культурами все, что мы можем — это бесконечно догадываться, сопоставлять и придумывать трактовки...
В Чатал-Гуюке же появляется еще один важный образ, связанный с богиней — это ее особые отношения с дикими зверями. Она сидит на троне, положив руки на леопардов или львиц; она рожает быка или опять же леопарда; она окружена опасными животными постоянно, при этом не просто властвует над ними, а имеет с ними какую-то сходную природу. То есть если это и мать, то «мать зверей», владычица диких пространств. Никакого матриархата в Ч.-Г. точно не было — судя по захоронениям, мужчины и женщины достигали в этой культуре высокого статуса в пропорции 50/50; поэтому вряд ли «богиня с леопардами» была символическим образом «женщины у власти», и леопардов-таки стоит понимать буквально, а не как «царских зверей». Отсюда — ретроспективно — можно предположить еще одну трактовку «палеовенер»: нося с собой изображение Владычицы Бестий, ты как бы находишься под ее покровительством и от оных самых бестий защищен (вот почему, возможно, эти статуэтки находили в таком количестве на явно охотничьих стойбищах — а вовсе не потому, что мужчины-охотники страдали без женского внимания и вырезали из кости сексуальные фетиши; тем паче что судя по травмам, от которых умирали палеолюди, женщины охотились не реже мужчин).
Мнения, мысли, вопросы?