Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Ведьмовской миф

Не все же мне авраамические религии троллить, да над нынешней нищетой маздаясны печалиться, верно? Вот попалась мне на глаза тут такая удивительная штука, которая называется Викка, или современный "ведьмовской культ". Я с нею встречаюсь уже который раз, и который раз она вызывает у меня изумление.

Что мы, собственно говоря, на самом деле знаем о ведьмах как таковых?



На закате Средневековья в Европе активизировалось преследование людей, обвинявшихся в колдовстве и поклонении дьяволу. Их во множестве пережгли. Часть из них призналась в колдовстве и поклонении дьяволу - в основном в обличии кота и/или большой рогатой твари. Все. На самом деле более мы не знаем ничего. Были ли ведьмы ведьмами, стоял ли за ними какой-то языческий культ, творили ли они какие-то обряды - мы ни в чем не можем быть уверены. Допросы очень похожи один на другой, но допрашивали-то подсудимых под пыткой, и задавали им однотипные вопросы - естественно, получая однотипные ответы. В принципе, нельзя отрицать возможности того, что некие пережитки кельтского анимизма могли и впрямь сохраниться в народе, и кто-то мог по старой памяти осуществлять какие-то итеракции с тамошними духами, среди которых всякой визуально чертоподобной хрени было в избытке; кто-то из этих "пост-псевдо-друидов" мог попасться на глаза инквизиторам, а далее уже понеслось по накатанной... Но для подтверждения подобных гипотез у нас, как сказал бы пратчеттовский Гекс, "недостаточно сыра". Так или иначе, если что-то и было, то уже к Новому времени оно было уничтожено полностью, тотально и неотвратимо.

Отрицание и осуждение преследований ведьм началось еще при просвещенцах, но тогда все аргументы противников инквизиции исходили из сугубо рациональных представлений: мол, какие к черту ведьмы, это либо невежественные крестьяне, Бог весть что о себе напридумывавшие, либо "народные целители", ни в чем не повинные знахари-травники, либо вообще случайно попавшие под раздачу персонажи. А вот романтизм - и в особенности "пост-романтизм" made in belle epoque впервые начал задумываться о том, а не была ли ведьма действительно ведьмой, и не заслуживала ли она сочувствия и восхищения именно поэтому? Христианство надоело, почему не поискать мудрости у его противников, причем не реальных, а воображаемых?

Мне кажется, что Гарденер, Каннингем и другие викканские авторитеты растут корнями именно оттуда. Знаете, почему я ни на грош не верю в живую ведьмовскую традицию? Потому что, если бы она и впрямь жила, никаких богов в ней бы не было. Да, почитание Троеликой - чистый факт, была почти во всех культурах такая сущность. Но она никогда не была именно богом. Она была как бы над религией, над непосредственным почитанием; она просто была. Как луна и земля. И нелепо представлять рядом с ней бога-мужа-отца - в том-то и суть реальных хтонически-лунных культов, что никакой мужчина для оплодотворения там не нужен. В сущности, Великая Белая Тройственная более-менее андрогинна. Как раз необходимость "семейной" модели - это признак вырождения анимизма в язычество. Но реальные кельты этого вырождения избежали.

Забавно еще и то, что Викка выбирает на роль бога-отца наименее подходящую фигуру из кельтского "пангениона". Керн\Херн\Херна\Кернунн\Кераннан - "отец" только в том смысле, что маскулинности у него хоть отбавляй. Но исторически это - просто дух лесов и пустошей, Владетель No man's Lands. Его бесполезно просить о защите - с ним можно только аккуратно договариваться. Его огромное почитание у кельтов - это не религиозная адорация, а просто соблюдение специфической "техники безопасности". То, что для защиты от нечисти до сих пор кое-где изображают рукой Кернуннову рогатую башку - это не признак того, что он - большой добрый бог света. Подобный жест означает всего лишь "Отвали, а то старшому нажалуюсь!" - или своего рода блеф: "Ты на кого булку крошишь? Да я со старшим на короткой ноге!" Народная хомицидная нечисть в большинстве своем довольно тупа и на такие штуки ведется, как миленькая. 

При этом, знаете что меня больше всего удивляет в "новых культах"? Что на самом деле - как я уже неоднократно говорил - для всех этих старинных тварей места под нашим городским небом вполне достаточно. "Ночные пустыри и просторы безлюдных промзон - опасное место, сынок, но пуще бойся полуночного хайвея. Когда наступает ноябрь, выходит на дорогу Рогатый Байкер, несется он в окружении своей грохочущей и воющей свиты по бесконечному пути окружной, и ад следует за ним! Но если сумеешь договориться с ним и оказать ему уважение, он не тронет тебя, и своей банде запретит" - если бы Гарденер и правда хотел ре-эвоцировать witchcraft, то это выглядело бы примерно так. Особой силой славились бы листья березы, проросшей сквозь битум на крыше, в подземке бы были известные места, через которые в особое время и при особых условиях открываются проходы туда, и ходили бы слухи о простом парне-электрике, который, работая в ночную смену, сумел увидеть Этих, Тех Самых, Добрых Соседей, дающих призрачный бал в пустующем зале станции метро. В этом и правда была бы какая-то мощная сила.

Собственно, так выглядит любой современный живой анимизм. Вуду, сибирское шаманство, «черная вера» монголов – не знаю, что там у индейцев и австралийцев, но полагаю, что то же самое – все эти верования органично вбирают в себя все изменения культуры, быта, нравов, которые происходят с их носителями. Есть такая книжка – "Моя жизнь в Лесу Духов", написал ее йоруба Амос Тутуола, и еще его же "Путешествие в город мертвых" - на русский их превосходно перевел Кистяковский, тот самый, что Толкина переводил. Вот если кто хочет посмотреть на живой анимизм – это туда. Там есть и совершенно архаично-черноафриканские мотивы, и совершенно современные; совершенно аутентично-старинный Дух Голода, бродящий вокруг дерева, на которое в ужасе забрался герой, соседствует с духом-пророчицей, которая показывает герою видения с помощью экрана телевизора, раскрывающегося у нее на ладони.

Так, я опять увлекся :-)



Tags: alfar, philosofia
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…