Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Тема прощения

Задумался тут давненько о соотношении концепции греха и искупления в христианском и зороастрийском контексте.


По всей первой видимости, зороастрийская идеология на эту тему выглядит куда мрачнее. Христиане предполагают в любой момент, для любого грешника возможность полного прощения при условии глубокого раскаяния. Какое бы преступление ты не совершил, у тебя всегда есть надежда - осознай все, что ты сделал, прими как данность свою глубокую греховность и встань перед Богом с сердцем открытым, и Он придет и очистит тебя. Зороастризм здесь гораздо суровее. Простое раскаяние не значит ничего, то есть само по себе вообще ничего, оно имеет смысл только как начальная точка долгого пути. Ты никак не можешь "стереть", "убрать" то, что совершил; твои преступления сделаны, ты внес свою негативную долю в баланс добра и зла. Теперь изволь внести в этот баланс соответствующую долю добра. Подумал дурное - подумай благое. Сделал зло - сделай добро. Сказал дурную ложь - перекрой ее доброй правдой. Таким образом, Кудеяр-атаман в зороастризме ничего своим обращением к монашеской жизни не добился бы. Мало ли, какая там у него праведность развилась внутри! Людям-то он ничего хорошего не сделал. Кудеяр просто перестал творить зло. Этого недостаточно. Также не получится раскаяться перед смертью после долгой жизни, посвященной злу. Если ты уже умираешь - ты явно никак не сможешь успеть сделать какое-либо добро, сопоставимое с причиненным тобой вредом, так что good night, sweet prince, добро пожаловать в ад. Ты это выбрал.

Но тут есть несколько позиций, возможно, несколько меняющих картину.
1. Ада в прямом смысле слова - места вечных мучений - в зороастризме нет. Дом Лжи из зороастрийской мифологии - это место, где пребывают с Ахриманом верные его до конечного решения вопроса о данной реальности. Там будет пресловутое истинное очищение, через которое пройдут все, то есть вообще все. И все будут очищены. Разница заключается только в одном: для тех, кто сумел пройти свой путь с "положительным балансом", это очищение будет сладостным - огонь не обожжет их, а доставит им глубочайшее наслаждение своим прикосновением, тем большее, чем больше сделали они добра. Та же фигня, только наоборот, с Кудеяром-атаманом: ему придется терпеть и ждать, пока выгорит все его зло, и чем больше оно, тем более мучителен будет этот процесс. Но эффект один и тот же - свобода. То есть примерно то же самое, что описывают христиане, когда говорят об исповеди, только это будет один раз и уже действительно навсегда.
2. Никейское христианство делает интересный двойной выверт. Оно с одной стороны говорит о возможности прощения грехов в любой момент и в любой ситуации, но с другой стороны понятие праведности для человека попросту недоступно. В крайней форме это выражено в лютеранской идеологии (спасение "только верой"). Если предположить, что человек действительно не может внести в мир никакого принципиально значимого добра, то тогда, действительно, единственным шансом на спасение для него остается прямое вмешательство Бога в его судьбу и в его личность, причем более-менее перманентное, потому что если Бог вмешается единожды, это ничего не изменит - человек по своей изначально глубоко ущербной природе снова впадет во зло. Зороастризм же изначально так не считает - личное человеческое решение творить как можно меньше зла и как можно больше добра, может спасти человека, невзирая на определенное искажение человеческой природы, которое таки сохраняет шанс падения в любой ситуации.
3. Представим себе "атамана Кудеяра" наоборот, то есть доброго и честного человека, который под конец жизни под воздействием некой личностно-кризисной ситуации совершил мощное зло и умер, так и не раскаявшись в нем. С никео-христианской точки зрения он обречен, и вся его предыдущая жизнь обесценивается его падением (если Бог не проявит по отношению к нему парадоксальной, нарушающей собственные законы милости). С зороастрийской же точки зрения, если зло, совершенное им незадолго до смерти, не перекрывает всего совершенного им в жизни добра, то оно не может его погубить. Если великий врач в припадке внезапной ярости зарезал соседа, после чего зарезался сам - это не отменяет тысячи спасенных им жизней и не перекрывает их, и тут действует не милость, а закон, в смысле, закон природы, никакого прямого вмешательства Бога не требуется.


В общем, христианство можно обвинить в непредсказуемости и презрительном отношении к человеку, а зороастризм - в механистичности и жесткости. А можно восхвалить христианство за бездонное милосердие, а зороастризм - за честность и справедливость. А можно не делать ни того, ни другого, а просто изучать материал.
Tags: humata, philosofia, theoanalysis
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment