Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Три авестийских молитвы

Авестийские понятия "аша" и "друдж" довольно трудно перевести адекватно. Обычно их переодят как "истина" и "ложь", но это не совсем так. Если тебя поймали враги, и спрашивают, где у вас главный реактор, а ты говоришь "не знаю" - ты вроде как врешь, но при этом совершаешь "аша". Неплохо подходили бы, пожалуй, былинные "правда" и "кривда". Думаю, что в современный язык это стоит переводить разными понятиями в зависимости от контекста: "аша" как "истина", "благо", "порядок", "правда", а "друдж" как "ложь", "зло", "искажение, извращение", м.б. даже "иллюзия" (этак на катарский лад)?

Т.о. главную молитву маздаясны "Аша Вахишта" я бы переложил примерно так:

Правда - лучшее благо.
Хорошо же будет тому,
Кто праведен в согласии с Лучшей Правдой.


Вторая главная молитва, "Ахуна Ваирья", гораздо сложнее. Я понимаю ее примерно этаким образом:

Мы выбираем господином достойного,
Мы выбираем предводителя по Правде.
Благой Помысел в делах мира сего –
Вот что принадлежит Мудрости,
И Владыке – Власть,
Чтобы дать пастыря бедным.


Классическое толкование (напр. приводимое пресловутым "Русским Анджоманом") предполагает, что "господин" – это Ахура-Мазда, а "предводитель" ("ратуш") – Заратуштра. Но этот текст, скорее всего, был известен еще до Заратуштры, а если даже и приписывать его самому пророку – как-то вряд ли он в подобном пафосном тоне говорил бы о самом себе. Спитама вообще был склонен к достаточно ироничной оценке собственной значимости:

"…Говорит Благой Помысел: "Вот, найден мною единственный, кто слушает наши наставления – Заратуштра Спитама. Он нам с тобою, о Мудрость, и Истине желает воспевать гимны, и хороши его слова". Но взревела Душа Коровы: "Неужели мне на помощь придет только этот немощный муж, у которого нет иной силы, кроме голоса? Мне-то нужен могучий покровитель! Когда же наконец придет тот, кто сможет действительно протянуть нам руку помощи?"" (Гата Ахунаваити, Хшмаибья 8-9)

Кроме того, А.-М. поминается в тексте далее, под своим собственным именем ("Мудрость" - Мазда, "Владыка" - Ахура). Т.о. "господин" и "предводитель" - это кто-то другой. И я сильно подозреваю, что здесь таки идет речь попросту о людских делах, и "господином", "предводителем" и "пастырем" являются люди, которым вручается право судить и творить добро, ежели они соответствуют критериям Правды-Аша и Благого Помысла или Доброй Мысли, Доброго Разумения – Воху-Мана. Что же до А.-М., то он, самоочевидно, благословляет всю эту красоту и вручает своим верным знак своей Власти: хварно, пламя благодати. Опять-таки в случае, если эти самые верные действуют в контексте все той же Аша.

Также достаточно любопытно, что ни тот, ни другой текст - не молитва в нашем смысле этого слова, т.е. не просьба о помощи, а скорее констатация определенного состояния и статуса. И что-то мне мнится, что это не просто констатация, а, так сказать, конституция, простите за невольный каламбур, и присутствие А.-М. в этом тексте оправдано тем же, чем оправдана на гербе Америки фраза "In God we trust".

Третья главная молитва, тоже «констатационного» плана, «Йенгхе Хатам».

Тем сущим, кого почитание благом
Для Правды признал Мудрый Владыка –
Тем, женам и мужам, воздаем мы честь.


Т.о., почитать, уважать и воздавать честь можно только тем и тому, что служит и помогает Правде. Заметим, что тут тоже речь идет не только о "богах", а вообще о всех существующих существах (досконально и отдельно употреблены местоимения "их" мужского и женского рода!) Таким образом, в это пространство почитания попадают и люди, носители праведности, и животные (корова и собака, например), и природные явления (которые в маздаясне одушевлены и тоже имеют мужской или женский род).

Вот. Это все дилетантизм чистый, имейте в виду, я тот еще авестолог. Просто мысли на тему.
Tags: humata, libra, theoanalysis
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я посидел и подумал.

    Справился с первичными эмоциями. Попытался проанализировать свои ощущения и мысли. И пришёл к выводу, что я всё ещё с собой согласен и всё ещё…

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments