Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Гуманизм как деятельная религия - 2

Эрих Фромм, человек, для меня лично входящий в "плеяду бессмертных", сделал в свое время в своем "Психоанализе религии" отличную штуку: дал тратовку и оценку религии с точки зрения гуманистической философии. Я сейчас попробую - куда более, конечно, скромно и по количеству, и по качеству - сделать нечто обратное, а именно сформулировать некие условные принципы подхода к гуманизму с религиозной стороны, точнее - возможные постулаты воображаемой религии, которая читала Фромма и попыталась сверить с ним часы.

Очевидно, что нижеприведенные принципы условны и нуждаются в дальнейшей дорихтовке.

  1. Принцип имманентного Бога. Бог существует и действует, но все его проявления осуществляются через актуальные законы природы и психики. Чудес не бывает - точнее, не бывает ничего, выходящего за рамки возможных совпадений. Бог не затем творил мироздание, чтобы потом ломать собственные конструкции.
  2. Принцип «genitum, non factum». Бог не "творит" и не "создает" ничего живого, по крайней мере, иначе как в материальном плане. Человеческие личности и "души" - как и, подозреваю, "души" всего живого - Богом порождены от него самого. Субстанциально они ему единосущностны.
  3. Принцип эволюционизма. Все материальное, включая живые тела, Богом творится путем постепенных изменений и преобразований, укладывающихся в упомянутые выше законы сотворенной им природы.
  4. Принцип постижимости. Человеческая душа порождена Богом по своему образу и подобию. Тем самым Бог отличается от человека в позитивно-количественную сторону - он мудрее, добрее и лучше - но не в когнитивно-качественную; в Боге есть все благое, что есть в человеке, и нет ничего, чего человек, находящийся с ним в консонансе, не мог бы принципиально постичь - хотя бы и в самой отдаленной перспективе.
  5. Принцип отдельности. Бог породил человека как отдельное от себя существо. Будучи любящим и мудрым отцом, предельно адекватным в вопросах воспитания, он радуется самомтоятельности человека и одобряет ее. Таким образом, все в поведении человека, что идет на пользу его самости, радует Бога, и все, что разрушает эту самость - огорчает его. Это касается, естественно, и поведения одного человека по отношению к другому.
  6. Квир-принцип. Бог породил людей разными, в соответствии с бесконечной генитивной потенцией своего существа. Тем самым любые попытки механически унифицировать человеческую природу огорчают Бога и оскорбляют его родительские чувства. Люди должны быть свободны в проявлении своей индивидуальности везде, где это не причиняет другим людям конкретного умопостижимого вреда - неважно, о какой сфере их жизни идет речь. NB! Словосочетание «конкретный умопостижимый вред» предполагает, что человек на выходе получает реальное повреждение физиологии и/или психики, регистрируемое современной секулярной медициной. Понятие «вред для души» в том случае, если этот вред фактологически не проявляется никак, не принимается как аргумент.
  7. Принцип максимизации блага. Все, что приносит человеку пользу (включая чисто эмоциональную – т.н. «удовольствие») приносит пользу и Богу. Если за счет этого не страдают другие люди, а я имею с этого благо – оно дозволено и приветствуется.
  8. Принцип примата ортопраксии. Бог не нуждается в том, чтобы люди верили в него. Бог нуждается в том, чтобы люди осуществляли свою жизнь тем образом, который способствует их максимальному счастью и удовольствию. Если при этом они еще и знают о нем – это здорово, но если и нет – главное именно в их собственном благе.
  9. Принцип необходимости людей. Тем не менее в благих людских делах Бог именно что нуждается. Он не является чем-то, абсолютно независимым от созданного им мира. В сущности, благо людей приносит благо и ему, если же люди приводят творение к состоянию боли и ненависти – Бог также страдает. В сущности, это единственный способ заставить его действительно страдать. При этом он не мазохист и в своих страданиях не заинтересован.
  10. Ид-принцип. Бог концептуально не вносит в людей ничего субстанциально плохого. Возможные повреждения человеческой природы могут вести ко злу, но ничего изначально стремящегося к насилию как таковому и искажению как таковому в человеке нет. Наше подсознание может быть достаточно извращенным, но если его наладить, будет работать ко благу человека и Бога.

Вопросы, дополнения, версии, ругательства?

Tags: philosofia, rattusologia, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments