Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Проблема божественного - 2

Каким именно образом еще меняет человеческое бытие представление о Боге, которому человек ничем не может помочь?

В первую очередь, как мне кажется, тем, что это тотально обесценивает любое повседневное человеческое усилие. Грубо говоря, просто жить и быть хорошим человеком (тот же зороастризм видит идеалом человека простого доброго пастуха, владельца своей земли и ее защитника) в религии трансцендентного Бога недостаточно. Он - выше и вне, он превосходит любое твое представление о добре, и какие бы усилия ты не прилагал - их все равно мало, ты никак не можешь на самом деле принять участие в Его Замысле - точнее, можешь, но от твоей воли это по сути не зависит, это он определит, какое место тебе занять, а ты можешь только надеяться, что хотя бы относительно угадаешь его о себе волю - причем эта надежда не основана по сути ни на чем.

Но так или иначе, ты должен быть святым, чтобы хотя бы относительно приближаться к понятию "сотрудник Бога". Будучи святым, ты по крайней мере капельку, самую малость принимаешь в Божьей работе участие - и то, стоит тебе об этом подумать, сказать себе "Э, да я святой, я соработник Бога!" - и ты немедленно падаешь в грязь и боль, лишаясь всех своих достижений. Ты должен все время чувствовать, что твоего труда недостаточно, что твои усилия в свете Божьего всемогущества смотрятся жалко и ничтожно, и все равно совершать их, совершать постоянно на крайнем пределе сил. Хотя - Бог может спасти тебя, и если ты не будешь ничего этого делать, просто по милосердию своему. А может и не спасти. Чистая абсолютная лотерея.

И эта модель опять-таки выходит за пределы чисто религиозной! На месте Бога здесь тоже может быть и Искусство, и Любовь, и Дело, и Деньги, и что угодно, ради чего ты должен себя убить, работать на максимальном пределе - потому что "реку надо переплывать по направлению выше течения", потому что мир устроен так, что никакой твой труд тебя на самом деле к совершенству не приближает - совершенство бесконечно выше тебя. Но остановись на секунду - и будешь немедленно снесен вниз, потому что ты на самом деле не понимаешь логику мира и Бога, и ошибаешься в каждую минуту, когда пытаешься понять или решить, что понял.

В такой системе человек никогда не скажет о себе "я достаточно хорош". Он даже не скажет о себе "ну, я неплох". Он должен говорить о себе "я слаб, слаб, я ничего не понимаю, я никогда ничего не пойму, я никогда не внесу в мир ничего достойного - если Бог не захочет, чтобы какое-то из моих действий было наполнено его силой, тогда и только тогда, если он захочет помочь мне, преображенное его волей мое свершение станет чем-то по-настоящему сильным, но это все равно будет его заслуга, а не моя. Но поскольку я очень хочу увидеть, как хоть что-то мое становится реальным, я прошу тебя, Боже, сделай это, я же тебе предаю всю мою жизнь, всю мою волю и ничего своего в себе не хочу, но хочу только твое".

В системе же, где человек может вложить свою часть в общую работу, возглавляемую чем-то априорно хорошим, могучим и добрым, он вполне может просто делать свою часть, и имеет полное право гордиться этим. Он может быть могучим вождем или святым пророком, который ведет все общество к процветанию и счастью, а может быть сапожником, который тачает себе для людей хорошие сапоги, а может просто хорошие книжки читать и хорошие мысли думать, и вокруг себя распространять ощущение спокойствия, уверенности и силы. Так или иначе, он на стороне блага, и "благо будет тому, кто праведен в согласии с наилучшей правдой". Там, где у него это удается, он может вполне искренне считать себя добрым человеком.

В полном согласии с описанной выше моделью - я не вижу, где бы это я был здесь неправ. Вероятно, я даже прав вполне. Но если кто-то сумеет это опровергнуть - welcome.
Tags: philosofia, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments