Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:
Поймал себя на том, что гораздо легче переношу иногда явное вранье ради собственной выгоды или бессмысленную ложь ради любви к процессу (тэффин феномен «собачки с одной ножкой»), чем ложь как бы привычную, интегрированную в повседневную речь (то есть когда ты врешь не потому, что хочешь соврать, а потому, что есть какой-то всеми уже опробованный и любимый друдж, который ты повторяешь просто вслед за всеми остальными). Типический пример – все эти великолепные филиппики про то, что «ветхозаветная мораль кажется нам суровой, но ведь до иудаизма вообще никто не знал, что о стариках надо заботиться, слово держать, а за выбивание ока всего лишь выбивать око, а не отгрызать обе ноги». По-моему, у некоторых представителей европейской цивилизации эта тема – что-то вроде автоматической магнитофонной записи, которая врубается просто по нажатию определенной кнопки (основателем данного цеха друджефабрики был, я полагаю, старина Честертон, который вообще по этой части отличился).

Вообще-то компассия-то, мать ее, это такая мощная основа человеческого менталитета вообще, что, если ее убрать, то никакого общества не получится, даже самого дикарского-каннибальского. У гребаных неандертальцев в гребаном палеолите находили в захоронениях скелеты стариков с неправильно сросшимися переломами, выпавшими полностью зубами, следами артритов – и тем не менее умерших от старости или болезни, явно не голодавших. То есть их кто-то кормил, жевал или толок для них пищу, помогал, таскал на себе при откочевках (а ведь вьючных животных у них не было). Хотя для племени эти пенсионеры были тотально бесполезны. И я вообще молчу про старика Хаммурапи, египтян, хеттов, ариев разнообразных, и даже китайцев - они во многом кажутся мне осьминогами, но уж декалог-то поняли бы вполне. Проблема понимания китайца европейцем не в том, что он декалогу не внемлет, а в том, что он к декалогу дописывает еще тыщу страниц иероглифами. Еще раз: что есть декалог? "Поклоняйся своему богу, но не делай изображений того, чему поклоняешься; не трепи имя бога без нужды; почитай священные дни; уважай родителей, не убивай, не кради, не развратничай, не лги под присягой (или - не нарушай клятвы), не завидуй и не желай чужого". Подобные принципы есть основа практически всех архаических обществ; единственное, что евреи действительно, похоже, придумали совершенно нового - это особая священность (вплоть до полной непроизносимости) имени Бога и особое отношение к священным дням - почитание священного дня как форма нравственности. Убийство, воровство и угнетение стариков нигде (то есть вообще нигде) ценностями не считались. Насчет сексуальности везде мнения были очень разными - но и тут были куда более суровые и даже ригористичные народы, чем евреи.

Такие дела. Это, по ходу, все та же самая попытка "доказательства от уникальности", только уже совсем какая-то грубая и нелепая.
Tags: frenzy, social, theoanalysis
Subscribe

  • (no subject)

    Копаясь в религиоведческих книжках, я окончательно осознаю, что существует какой-то, массаракш, заговор в научной среде, базовая идея которого гласит…

  • Вопрос культурно-обусловленного перевода в очередной раз

    Есть в Гатах одно замечательное место, где Заратуштра говорит о своём враге, идеологическом противнике, может быть, вожде и священнике ранних…

  • И вот этого я не мог не перевести. Чисто addenda.

    Поздний, уже ахеменидских времён текст из приложений к Авесте. Здесь уже неразговорный, "жреческий" авестин. Но зато ПРО СОБАЧКУ. Плюс неплохо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments