Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

История одного праздника

Warning: содержит некоторое количество того, что в Википедии назвали бы "оригинальным исследованием", т.е. я в ряде мест произвожу личные достройки на основе имеющихся данных.

Рождество, приходящееся на 25 декабря - это такой изрядный и преинтересный казус. Вообще-то, судя по евангельской картине, Христос родился где-то весной - потому как пастухи выгоняли овец в ночное, что в декабре сделать, прямо скажем, затруднительно (ОК, в Палестине снега нет, холода особого тоже, зато ДОЖДИЩЩЩИ). Есть еще версия, что в конце лета. Но всяко-разно не в декабре.

Что же такое на самом деле было 25 декабря? Был римский праздник, почитаемый всенародно, под названием Sol Invictus (Непобедимое Солнце). Это самое Солнце, по всей очевидности, является знаком, одним из имен и эпитетом Митры, заимствованного римлянами у зороастрийцев.

Римляне, в вопросах права, войны и поэзии большие мастера и творцы, в плане религии были иногда сущими варварами и в дом, что называется, тащили все, что придется, да еще и по кускам. Римский Митра, бог солдат, очень любимый легионерами, был существом очень странным. Культ его оброс огромным количеством мрачной мистериальщины, в центре которой стояло ритуальное убийство быка, связанное каким-то образом со смертью и воскресением оного самого Митры. Что именно делали римляне - непонятно, слишком мало данных. Но быка точно резали. Еще там была какая-то замороченная система инициаций, где адепт играл роль Митры, а неофит - зарезаемого быка, и что-то такое с ним еще делали интересное, с этим неофитом - версий масса, от высоко-мистичных до сугубо обсценных. Так или иначе, Митра в этом обличье был почитаем всеми и вся, пока запутанная мистерия римского митраизма не уступила место гораздо более простой на тот момент и понятной христианской догме; и тогда, как всем известно, и было решено объявить 25 декабря днем рождения Христа, чтобы народ не лишать привычного праздника (свидетельством тому, как происходят такие вещи, является вся эта нынешняя чехарда со Днем Согласия и Примирения Народного Единства с Воинской Славой вместо старого дня революции).

Но кто такой был настоящий Митра, до того, как римляне перелицевали его на свой лад?

Был он вообще-то отроду ангел (по-зороастрийски это называется язат - "почитаемый", но смысл один в один с христианским "ангелом" - могущественное существо духовной природы, обладающее собственной немалой силой, сравнимой с силой языческого бога, но служащее верно Единому Творцу). Причем ангел с очень сложной биографией. Во время оно ирано-арийские божества (понимаю, что масло масляное, но как еще отличать их от индо-ариев?) делились на дэвов и ахуров - дэвы покровительствовали войне, разбою и прочему мясу-мясу-мясу, ахуры - природе, земледелию и мирным занятиям. Изначально иранцы поклонялись и тем, и другим - до возникновения зороастризма. Основным содержанием проповеди Заратуштры как раз и было то, что не надо из страха поклоняться кроваворуким дэвам, а надо поклоняться благодетельным ахурам, а также помогать им энергией своей молитвы и вообще воли. Величайший из ахуров, их творец и породитель получил то самое имя Ахура Мазда, Ормазд.

Ахуры (они же вышеупомянутые язаты) нам известны в количестве. Помимо Ормазда в его семи проявлениях (он как бы "един в семи лицах", образах "Бессмертных Святых", это отдельная история) имеется Ардви-Сура Анахита, этакая Златеника толкиновская, сущность Доброй Реки и Удачи; Сраоша, дух Внимания и Понимания (именно он отвечает за поддержку верующего в общении с Богом); Хаома, что-то типа духа экстаза (так еще священный напиток назывался, аналог индийской "сомы"); и прочая. Дофига их было, и все добрые и по-своему кавайные. А вот Митра здесь явно наособицу. Он ну совсем не земледелец, скорее воитель, ужасный в гневе. И у него есть прикольный друг-спутник Вэрэтрагна, Ангел Победы, несущийся по небесам в обличье здоровенного золотого вепря. Сметая, натурально, все на своем пути.

Тут стоит обратить внимание на ведический индуизм. Там-то как раз дэвы прекрасно продолжали почитаться, правда, обретя гораздо более положительные качества. И среди дэвов - даэва - долгое время отлично чувствовал себя старик Митра. Пока не был в качестве "мужского божества" вытеснен Индрой. Индра - Индара - зороастрийцам известен как демон-дэв. Есть даже текст, повествующий о его споре с Митрой, где Митра говорит: "Я - праведный воин, защищаю доброго земледельца, никогда не поднимаю оружия иначе, как для защиты", а Индара говорит: "А я - клевый разбойник-грабитель, жгу поля, произвожу разные операции с гусями, получаю от этого тьму удовольствия".

Итак, Митра - дэв или ахур? От дэвов у него агрессивность и воинственность. От ахуров - склонность к справедливости и защита праведника (склонность к справедливости, кстати, с определенного момента у него начинает зашкаливать, он даже превращается во что-то типа Хранителя и Гаранта любой Клятвы с большой буквы "К", этакого "духа общественного договора"). У меня в голове возникает какой-то дикий образ раскаявшегося дэва, то есть как бы яростного и агрессивного божества по своей природе, но обратившегося на сторону Бобра. Не знаю, как рефлексировали это сами зороастрийцы того времени, но я бы, будь на их месте, придумал бы что-то в этом духе :-) Так или иначе, индийцы и правда ему поклоняться перестали, вместо этого признав его соперника Индру, а Митра стал едва ли не самым почитаемым "ангелом"-язатом в Иране.

Что же происходило с ним в Долгую Ночь и связанные с ней дни?

Самоочевидно, у зороастрийцев он в страшном сне никакого быка не резал. Жертвоприношение коровы Заратуштра яростно осуждает: "Алчный грабитель и лукавые князья думают только о том, как бы схватить кого, творят колдовство, проливают кровь каждый день – так они готовятся помочь Великому Лжецу! – возжигают дурманные травы и приносят Корову в жертву". Великий Лжец здесь - Ахриман, темное начало мироздания, Отец Зла и Лжи-Драуги, то есть пролитие бычьей крови на алтаре помогает только зороастрийскому Дьяволу. Но в ряде туманных и хреново истолкованных текстов образ быка - и не просто быка, а БЫКА, Быка Быков, Гэуш-Урвана, Духа Скота, в свое время добровольно выбравшего жить рядом с людьми и помогать им, любимого творения Ормазда - рядом с Митрой все-таки всплывает.

В Долгую Ночь Митра выполняет тяжкий долг - он сражается с полчищами дэвов, защищая человеческий мир, ведь время тьмы и холода - это время демонов (арии очень здорово помнили страшные зимы своей кочевой северной прародины, даже миф о Великом Потопе заменен у них мифом о Великом Снегопаде, от которого первоправедник и его вассалы сумели укрыться в специальном здании, построенном по указаниям Бога). И вот ближе к рассвету, когда Митра изнемогает от ран, является ему на помощь благой Бык. Он добровольно поит Митру своей кровью (читай - жизненной силой), жертвуя собой ради спасения мира; и тогда Митра снова обретает мощь, разгоняет дэвов, и торжественно встает солнце, его колесница, над землей, утром первого дня после Солнцеворота, когда дни начинают прибавляться. По всей видимости, именно поэтому эта ночь и является временем общего сборища и празднования - потому как зороастрийцы очень здорово верили в то, что сила и воля людей реально помогает духам, как добрым, так и злым, поэтому очень важно быть начеку и всегда быть готовым подпитать своей силой благое божество, чтобы оно сумело одолеть злое. Тем самым в Ночь Ночей верные ашаваны - "сторонники Правды" - становятся как бы едины со сражающимся Митрой. Их здравицы и воззвания помогают ему в его борьбе, а утром является вечный Бык и все возвращается на круги своя. Ad maiorem Dei gloriam, inque hominum salutem. Циклический миф и все дела.

Вот. Так что все с этим Рождеством непросто.
Tags: humata, philosofia, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments