Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Об отыгрыше бедном...

Вот и кончился удивительный лично для меня сезон - сезон, в котором я впервые за много, много лет не съездил за лето ни на одну ролевую игру.

Причин тому, на самом деле, как грязи, но до сих пор я все-таки как-то умудрялся преодолевать самые разные неурядицы и хоть куда-то за три месяца, а выбираться - иначе возникало ощущение кислородного голодания. По крайней мере, с 2002 года - ни одного лета мимо. Ан вот же - в этом году я и мог бы, и звали меня, но мне, как это ни печально, не хотелось. И в первую очередь - потому, что я вижу определенное достаточно острое расхождение в стиле отыгрыша у людей, которые сейчас под Москвой играют и мастерят, и тем образцом, возможно, недостоверным и неверным, который живет у меня в голове.

В чем, собственно, проблема лично для меня? Она большей частью обозначается простым и грубым словом: miscasting. Ощущение того, что люди стабильно и прочно берутся не за свои роли.

Но что значит "не своя роль"? По логике вещей, мы ведь играем именно затем, чтобы попробовать самые разные модели, образы, идеи? Чтобы каждый мог реализовываться в любом образе, который покажется ему интересным?

Но тут есть, КМК, одна немаловажная загвоздка. Задача игрока при подготовке роли - продумать, как именно его реальные возможности/способности наложатся на образ. Как возможно преобразовать образ под себя и себя под него, чтобы на выходе у нас получился некий компромисс, цельный персонаж, от греческого persona же, которая и маска, и лицо.

Типичный пример: я, хлипкий интеллигентишко, хочу сыграть сурового воина. Что я для этого могу сделать? Я могу почитать массу книг, как повествующих о суровых воинах, так и написанных суровыми воинами, и понять, что, с одной стороны, этот психотип вполне реализуем, с другой стороны, не всегда суровые воины на самом деле так суровы, как могут показаться. То есть - я пользуюсь для приспособления к роли своим, привычным, интеллигентским modus'ом operandi - читаю. После этого должно произойти примерение образа на себя, представление, как бы должна сложиться моя собственная судьба, чтобы я стал чем-то подобным, а не тем, чем являюсь сейчас. Неплохо бы пару раз отыграть что-то подобное на словесной игре, где нет материальных условностей, и воображение свободно. А вот потом я начинаю думать о следующей части задачи - как мне сделать, чтобы в действительном материальном мире мой персонаж (воплощенный в моем, конкретном, теле!) смотрелся убедительно.

Как сказано выше, я хлипкий интеллигентишко. Я могу пойти и лихорадочно подзаняться фехтованием. ОК, я догонюсь до некоего уровня, когда я буду смотреться, по крайней мере, пристойно, но Тинкаса мне все равно не свалить, и Больдога массой не задавить. Что делать? А вот здесь место приспособлению персонажа под себя. Но именно и конкретно приспособления, а не механической конвертации.

Предположим, мой воин - старик! В прошлом был воякой хоть куда, и теперь еще что-то может, но с молодыми ему все-таки не тягаться.
Или, предположим, мой воин - калека. Получил тяжелую рану в бою, и так и не оправился до конца.
Или, предположим, мой воин - принадлежит к народу, в традиции которого просто нет школы боя с тяжелым вооружением; поэтому среди своих он канает за сурового вояку, но при этом ходит с луком да легкой сабелькой. Скорость у меня неплохая, и стреляю недурно, так что персонаж безобразным не будет.
Или, в конце концов, можно сыграть интеллигента, который волею обстоятельств вынужден пытаться стать суровым воином!

Что вместо этого делает средний московский мистериальный игрок? Он говорит: "А сегодня я буду суровым воином; а завтра - нежной девой; а послезавтра - мудрым монахом; а через неделю - зловещим умертвием". Получается вариант типа детской игры в казаки-разбойники: "А давай ты теперь за красных, а я за белых!" Учитывая, что все друг другу свои и уважают потребности друг друга (что в целом-то хорошо) игра за игрой проходит без сучка без задоринки. Но стоит чуть-чуть приподняться над контекстом общего получения удовольствия от весело проведенного времени, и ты понимаешь, что здесь нет ни одного из на самом деле заявленных типажей. Потому что трудно играть сурового воина; еще труднее - нежную деву (попробуй-ка сделать ее личностью в своем праве, а не декоративным элементом из рыцарского романа!); крайне тяжело - мудрого монаха (они и ПРАВДА МНОГО знали, эти ребята, и правда занимались своей верой всерьез); и почти невозможно - зловещее умертвие (восстановите-ка мне убедительную психологию МЕРТВОГО существа!). Кто-то об этом думает? Нет и нет. У половины системы в интересах стоит "ролевые игры для удовольствия" - но вопрос, для чьего. Ответ: для удовольствия малой части сообщества, которая состоит из людей, лично знакомых и дружных, которым просто хорошо вместе, вне зависимости от убедительности отыгрываемых ими образов, каковые тем самым становятся разновидностью выходного костюма (не напрасно именно костюм, антураж, становится все более неотъемлемой частью отыгрыша-как-процесса).

Так или иначе, на этом крыса прекращает дозволенные речи, и удаляется размышлять о совершенстве всего не относящегося к ней сущего.
Tags: philosofia, rattusologia, rpg, social
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • По результатам комментов к прошлым постам

    Осознал некоторый общественный консенсус. Он выглядит так: 1. Наша повседневная жизнь опасна буквально настолько же, как горные походы в зоне лавин.…