Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Идея обращения и ее отражение в сознании

Вопрос, который вставал передо мною неоднократно: что, собственно говоря, происходит с человеком, когда он выбирает какую-либо идею, доктрину, религию? Что творится в этот момент у него в голове?

На этот счет есть весьма распространенное мнение, которое лучше и образнее всего в свое время сформулировал, помнится, Ринглин: "Вот я иду, иду по улице, ни о чем таком не думаю - и вдруг мне на голову валится сияющий кирпич!". То есть обращение происходит с человеком как бы само по себе, он не испытывает к нему никаких приуготовлений - точнее, может, и происходит что-то, какая-то внутренняя работа, но основной акт творится не по воле человека, а по воле кого-то (чего-то, Кого-то), кто, собственно, и обрушивает сияющий кирпич (далее СК) человеку на голову. Далее следует эйфорическая реакция, которую человек потом запоминает на всю жизнь и которая становится для него своего рода образцом "единения с Богом".

Термин "призвание" здесь подходит не вполне - все-таки когда тебя призывают, это происходит не внутри твоей души. Тебя зовут извне. Ты можешь отказаться, более того - если призвание происходит честно (а у меня нет оснований предполагать, что Бог может быть нечестен), то Призывающий никак не воздействует на призываемого, чтобы склонить его к Своему делу. Все-таки мне кажется, что Бог - не вербовщик, который хватает рекрута за рукав и тащит в комендатуру. Скорее Он аккуратно расклеивает повестки на заборах.

А СК свободы выбора особой не оставляет. По крайней мере, все (100%) людей, которые рассказывали мне о СК-подобных феноменах в своей жизни, потом пожимали плечами и говорили (писали) - "Ну, и далее для меня все было очевидно", "И потом у меня уже не было другого желания", etc etc. C одной стороны, звучит как доказательство искренности и полноты их обращения. С другой стороны - давайте-ка подумаем, что ж это за Бог такой, который настолько овладевает человеком, что хотя бы на какое-то время полностью аннигилирует в объекте своего воздействия любые сомнения - и действует, опираясь на эйфорию?

Сомнения, конечно, можно преодолеть и иным образом - а именно, доказав себе что-то, простроив логическую базу, придя к определенным выводам и убедившись в своей правоте. Но ничего подобного с СК-объектами не случается. Наоборот, они неоднократно заявляют и уточняют, что их обращение - не плод их собственного размышления, а следствие внешнего воздействия (на чем, заметим, и базируется у них личное доказательство бытия Бога и Его заботы о них).

На эту тему у меня есть две больших и нелепых мысли.

Первое. Что, собственно говоря, есть эйфорическое состояние? Это что-то типа дикого выброса эндорфинов. Когда это происходит? На самом деле - чаще всего - когда на самом деле человек испытывает сильную боль, и организм перекрывает болевой шок кайфом. Отсюда, собственно, эйфория при приеме наркотика - на самом-то деле организм отравлен, ему плохо, и чтобы пережить это отравление, он вбрасывает "вещество счастья". Это касается любой внезапной и резкой эйфории; естественный процесс получения удовольствия предполагает все-таки постепенное нарастание ощущений, пока не происходит кульминация - за примерами, я думаю, никому далеко ходить не надо. Но естественный процесс всегда непрерывен и каждая его стадия рефлексируема от начала до конца. СК - явно не тот случай.

Второе. В первую очередь обращенное к толкинистической части аудитории. Давайте-ка вспомним такой удивительный и нехарактерный для нашего доброго католика Т. текст, как "Рассказ Аданэль". Использует ли там Эру (Голос-из-Темноты) методы наподобие СК? Отнюдь. Он как раз тщательно заботится о том, чтобы к любому пониманию и осознанию наши маленькие Атани приходили сами и постепенно. А потом приходит угадайте, кто и говорит: довольно вам идти самим. Сейчас я вам дам готовое понимание и готовое осознание. Прямо вот сейчас. И пару коньков впридачу. Люди соглашаются, и все знают, что из этого получается.

Что происходит нормативно с нашими современными обращенными методом СК? Они "западают" на это ощущение, что вполне естественно. Это эйфорическое ощущение полной ясности и единения с чем-то делается для них необходимым. И вот у нас появляется таинство в его поздне-христианском понимании - тот же самый неспециализированный вброс энергии и счастья, так его описывают многие и многие. Тот же Толкин, уже в письмах, с его вечной тоской, в которой опорой и надеждой является только Причастие. "От Причастия до Причастия" живут очень многие, и полагают это более-менее нормой, потому как не видят в своей жизни более ничего столь же сильного, дающего столь же сильные эйфорические ощущения. Собратья, это психология наркомана и реакция наркомана. Как ни жаль.

И теперь у меня встает очень острый и неприятный вопрос. Как мне назвать то существо, которое бьет человека по голове кирпичом, швыряет его в состояние немотивированной эйфории, отрицает любые попытки себя познать и понять, вместо того, чтобы учить человека достигать счастья самому, держит его на постоянных внешних вбросах энергии, между которыми человек ощущает опустошенность и "ломку", которое тщательно заботится о том, чтобы человек не было у человека сомнения, высшего дара разума? По той схеме, которую предлагает нам Аданэль, у этого существа есть вполне определенное имя, и это имя мы все знаем.
Tags: philosofia, theoanalysis
Subscribe

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Пожалуй, я бы сформулировал свою позицию так

    Есть разные типы риска. Есть риск, как бы так сказать, алгоритмизируемый. То есть ситуация, когда, если ты ведёшь себя правильно и другие ведут себя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Пожалуй, я бы сформулировал свою позицию так

    Есть разные типы риска. Есть риск, как бы так сказать, алгоритмизируемый. То есть ситуация, когда, если ты ведёшь себя правильно и другие ведут себя…