Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Сотериология

Вопрос необходимости таинства IMHO конкретно упирается в другой вопрос, который по сути является базовым вопросом сотериологии как таковой - спасение Делами или Верой. А этот вопрос, в свою очередь, имеет источник в настолько же основной дихотомии - человек - он по природе Бобр или устремлен к Козлу?

Если человек по природе своей - падшее существо, если натура его его же собственной волей искажена необратимо, и не имеет в своей основе механизма роста вверх; если человек, оставленный без постоянной подпитки благодатью извне, автоматически сползает в грех и зло, потому что к этому удобопреклонна его падшая воля, то тогда, несомненно, спасение возможно либо только верой, либо верой, подкрепленной делами, но никак иначе. Тогда мы имеем строжайшую необходимость таинства, потому что оно работает искусственным исправителем, лекарством от неизлечимой болезни, и не имея такового, человек никак и никоим образом вверх не выйдет. Тем самым extra ecclesiam nulla salus, потому что только в Церкви (неважно в данном случае, какой) преподается то самое единственное средство, на котором впоследствии можно базировать нравственность и мораль. Отсюда, например, естественно вытекает крайне настороженное отношение к иноверцам. Их, иноверцев, мораль, может, и выглядит пристойно, но не имеет под собой никакой основы, кроме некоего сверх-напряжения человеческих сил - а человек, вспомним, по природе своей падшее существо, и поэтому стоит иноверцу, не имеющему основы нравственности в виде таинства, чуть-чуть расслабиться, и вся врожденная греховность человеческой натуры полезет наружу, и он предаст, ударит в спину, сломается, поддастся сатане. Поэтому в средневековой католической Европе никто не дал бы еврею поста в городском магистрате - как иноверцу доверять власть, когда он в любой момент может ею органично злоупотребить? - но, крестившись, этот еврей мог бы и дворянином стать, бывали примеры.

А вот если человек по природе своей благ и добр, если он - ангельское существо, сын Божий etc etc, если никакого грехопадения в основе и начале его пути не было, как полагали павликиане, богумилы, катары, то мы приходим к тому, что именно греховность и искаженность является глубоко искусственным феноменом. Что человек органично и самостоятельно склонен стремиться вверх, но всякие факторы вокруг него - воля сатаны, мирские условия, злая воля других людей, искаженность неодушевленной материи как таковой - мешают ему, замутняют и уродуют зрение и понимание, не дают ему разглядеть божественную благую первооснову внутри себя. Потому что натура склонна брать свое; тем самым создай человеку органично способствующие благу условия - необязательно физически-социальные, можно и интеллектуальные, и нравственно-этические - и доброе в нем начнет пробуждаться и властно требовать своего. Отрицая грехопадение, мы по сути отрицаем и необходимость внешнего вмешательства в судьбу человеческой души - то есть необходимость механического внешнего вмешательства. Единственной надобностью и необходимостью для спасения при таких условиях становится объяснение человеку правды, открытие ему глаз на его подлинную природу, чтобы вместо того, чтоб случайно и спонтанно открывать в себе ангела, человек разрабатывал в себе ангела сознательно, планомерно и осознанно, снимая пласт за пластом внешних искаженных наслоений. Отсюда и то, что катары могли доверять иноверцам - да, они заблуждаются, может быть, препятствуют себе в становлении, но суть их добра, и просто воздействуя на них, общаясь с ними, мы поддерживаем их в этическом состоянии - точнее, они сами станут поддерживать себя в этическом состоянии, если им не мешать и не сбивать их с правильного пути. Отсюда евреи в городских магистратах Юга - хотя вероучительно-то иудаизм подалее будет от катаризма, чем от католичества, католикам, признающим Ветхий Завет и Яхве, евреи принципиально ближе.

ВОПРОС: зачем при втором подходе нужно таинство. Очевидно, что мы все равно не спасаемся в прямом смысле сами, потому что не сами же мы себя создали? Благая роль Бога в спасении заключается в том, что Он: а) заложил в нас благую суть, сама наша природа - часть Его природы, именно Он опосредованно живет в нас в той самой ангельской сердцевине души; б) Он дает знание, благодаря Его откровениям мы понимаем, кто мы и что мы есть, и начинаем стремиться к очищению. Sapienti sat, непонятно, для чего нужно еще что-то, еще какое-то вмешательство в процесс, кроме постоянного общения Его с нашей неискаженной сутью - но Он и так это делает, безо всяких ритуалов и таинств.

Вот. Я не знаю, прав ли я. Но пока что в своей логике ущерба не вижу. Кто видит - покажите.
Tags: philosofia, theoanalysis
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments