Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:
  • Music:

Истина, мать которой история. Типа.

Ох, дорогие собратья и сосестры. Дискуссион пошел на очередной круг, с воем и свистом заходят бомбардировщики на цель, а я отловил в своей голове (таки опять не без помощи яснейшего умищща liebfrau Zauberstelle) ряд таки достаточно определяющих для себя мыслей, которые, чует мой ливер, не понравятся всем разным заинтересованным и не очень сторонам.

Я понял наконец, что все-таки всю дорогу изрядно мешало мне определить себя самого и свое положение в пространстве. Почему я не мог сказать о себе "я - кредент Церкви Добрых Людей". Потому, что как ни крути, и об этом многие говорят, та Церковь Добрых Людей, которую мы обсуждаем, воспеваем или обвиняем, это феномен совершенно конкретного места, совершенно конкретного времени - Окситании XI-XIII веков. Они были порождением и явлением своего периода. Бреннон и иже с ней это примерно и декларируют - нельзя понимать катаров, не понимая их времени.

Но при таком раскладе - давайте смотреть правде в ее маленькие выпученные глазки - все, что нам-то остается - это исследование, изучение очень красивой и интересной мумии. И - для иных из нас - надежда на то, что в мумии каким-то чудесным промыслом Господним проснется жизнь. Лавр, таксказать, расцветет сызнова. Я не отрицаю возможности и благодатности Господнего-то промысла, но все-таки привык, увы моей цинично-просвещенческой натуре, все-таки более использовать amdir, чем estel... ы-ы-ы... более рациональную надежду, чем внерассудочную веру. А исторические, реальные катары самым наитрагичным образом закончились. Именно та самая, Высокого Средневековья ихняя Церковь более не осиявает собою пространство, выражаясь пафосно если.

Но вроде как мы-то (есть ли здесь какое-нибудь "мы"? Не знаю), современные последователи этой идеи, здесь немного не для того? Честь и хвала историкам и археологам, но ведь речь не о том, чтобы любоваться павшей истиной, а чтобы ее как-то - даже не возродить - доказать, явить собою, что она и не умирала? Потому что истина умереть не может по определению, нес па?

Что бы это делать тогда? А вот мнится мне, что тогда есть смысл честно расставить точки над Ё. И начать с того, что никто здесь и тут по логике вещей не "катар" - хотя бы потому, что никто там и тогда "катаром" не был. Они были попросту христиане, типа те самые, "the" христиане, апостолов последователи. Никто из них не то что не называл - не осознавал себя еретиком. Все согласны? Все-то согласны, вот только тот пафос и та стилистика, которая произрастает вместо лавров вокруг, скорее именно узкоспециально еретическая в том смысле, что ставит акцент именно на противостоянии и иномышлении, на том, что вот есть-де Церковь Римская (причем плюс-минус та, тринадцативечная) - а мы ей Противостоим, ибо в ней Ложь и Лицемерие, а у нас Путь, Истина и Жизнь. И противостоя тринадцативечному Риму, мы берем себе образ тринадцати-же-вечной Тулузы и Фуа, с той, тогдашней риторикой, тогдашним образным рядом, тогдашним уровнем обобщения, уровнем теологического мышления, а ведь теология тоже наука, и тоже развиваться бы должна. Но так мы становимся и остаемся именно Катарами, противостоящими Католикам. Христианства as is более-менее в этой парадигме не наблюдается, хотя бы потому, что суть христианства не в противостоянии, а... как бы это сказать?.. в преумножении. Оно побеждает от преизбыточности своей.

Говаривал старый добрый Петр из Акса: "Вот две Церкви - одна бежит и прощает, другая властвует и шкуродерствует". Но вот ведь какая незадача: что-то мы не очень-то бежим (разве что в бой, в бой, вперед, на проклятых ортодоксОв) и уж точно никому ничего не прощаем. Это, наверное, изрядная наглость с моей стороны, но я бы дал для настоящего момента такое толкование словам мессена Пейре: нам нет нужды доказывать кому-то, что кто-то виноват. Пусть их. И они сейчас давно не те, что когда-то властвовали (какая нынче власть у католиков, помилуйте) и шкуродерствовали (у них сейчас изнутри Церкви такая волна либерализации, всяческих теологий освобождения и пр., что описать нельзя). А вот задача, достойная идеологических потомков того учения: воссоздать теологию. Продолжить, развить теологию, понять, на что была бы похожа теология Добрых Христиан сейчас. Они для своего времени были ведь чем-то чудовищно, вырвиглазно либеральным и вольнодумным, чем и бьют нам в мозг. Женское священство! Адогматизм! Свобода учения!.. Примат разума над верой по сути же - потому как все время их проповедь строится именно на поверке Писания человеческой логикой, человеческим пониманием. Сама идея, что Бог есть некто постижимый человеческим умом, что Бог есть экстраполяция высших и лучших человеческих качеств - это же революция сущая. "Канонические" изводы христианства начали до этого худо-бедно доходить веку к XIX - и так, заметим, в массе своей и не дошли, глянули, что получается, испугались и попытались безуспешно кинуться обратно, в "неотомизм", в "неотрадиционализм" etc etc etc - и так и зависли посреди нигде.

И давайте же вздумаем: стали бы ли радоваться вольнодумец и свободомыслец Иоанн Луджио, потрясатель основ Петр из Акса, если бы узнали они, что мы взяли их за некий неподвижный стандарт? Я вот, например, в свое время, еще будучи католиком, дуже дывылся на неотомизм. Аквинат был всю дорогу под полуподозрением в ереси (Бог ты мой, применять для толкования христианских истин писания язычников! Мавров! ЖИДОВ!!) - это был же такой авангард - а из него сделали philosofia perennis, чем, глядя правде в глаза, убили его кирпичом по чудесной умной лысой голове. Не создаем ли мы сейчас - взяв тринадцатый век за истинный, последний образец - такого "католичества на катарский лад"? Не интересны ли нам катары более христиан?

А ведь текстов нам осталось достаточно, чтоб была серьезная почва для размышлений. Вот, скажем, подумать о том, что у тех, средневековых, была-таки благополучно унаследованная у католиков доктрина о единственности пути спасения (через consolament, натурально). А это неотъемлемая часть учения? Или все-таки именно следствие того, что они были чадами своего века? Католики вот додумались до концепции, выраженной в Gaudium et Spes - про "круги спасения", про то, что принадлежность к Церкви должна определяться поступками, а не механическим фактом крещения. Можем ли мы быть позади католиков? Всегда-то впереди были. И это ведь только один пример. Мне кажется, что если речь идет именно о живой Церкви, ecclesia, которая, как известно, образуется там, где двое или трое соберутся во имя Того Самого, должно быть и живое богословское рассуждение. Ведь очень видно, что исторический катаризм как бы "недоработан", они взяли определенный размах, разбежались, побежали - и тут скотина-история поставила им подножку. Роль женщин, например: сделали такой сверхлиберальный шаг, как допуск дочерей Евы к священнодействию, и - ограничили их права. Рассудив здраво, понимаешь, что тенденция бы всяко-разно развивалась, такие штуки обратный ход имеют крайне неохотно. Ни у кого реального по крайней мере не получилось еще действительно открутить маховик реформы назад - единожды попробовавшего свободы человека загнать куда-то в загон гораздо труднее, чем удерживать в загоне того, кто ничего о пространстве за пределами загона не знает.

Так что - не знаю, не берусь судить, но если бы что-то тут и впрямь зависело от меня - то я бы действовал вот в таком ключе, и не особо обращал бы внимание на католиков или кого-там-еще. И уж точно бы не предавался бездействию, рассчитывая на то, что прилетят вдруг перфекты в голубом вертолете. А там, как знать? Audentes fortuna juvat, может, и лавровый лист нам проклюнется. И петрушка с укропом воспоследуют.
Tags: philosofia, rattusologia, social, theoanalysis
Subscribe

  • Про хозяинство

    В комментах в ВК тут мне один человек, которого я знаю в целом как вполне адекватного, написал очень характерную вещь - и да, это то, что я регулярно…

  • Является ли "антисемитской" хазарская теория происхождения ашкеназов?

    Несомненно, да. Но только в самом прямом смысле слова: она отрицает, что европейские евреи - семиты. Во всём остальном же... ну давайте так: каким…

  • Тем временем в Монголии

    Когда в середине зимы монгольское правительство сумело полноценно организовать прививочную кампанию - монголы ломанулись прививаться массово почти…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Про хозяинство

    В комментах в ВК тут мне один человек, которого я знаю в целом как вполне адекватного, написал очень характерную вещь - и да, это то, что я регулярно…

  • Является ли "антисемитской" хазарская теория происхождения ашкеназов?

    Несомненно, да. Но только в самом прямом смысле слова: она отрицает, что европейские евреи - семиты. Во всём остальном же... ну давайте так: каким…

  • Тем временем в Монголии

    Когда в середине зимы монгольское правительство сумело полноценно организовать прививочную кампанию - монголы ломанулись прививаться массово почти…