Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:

Вопросы толкования текста.

Старый дискуссионный лист Арды-на-Куличках (место вообще бессмертное и прекрасное, по крайней мере, пульс всей интеллектуальной жизни толкиновской тусовки 96-99 годов бился именно там) в свое время поставил вопрос, который IMHO актуален до сих пор. Это - вопрос восприятия мира Толкина по двум градациям: реальности самого мира и роли автора-излагателя.

Я уже когда-то это тут пересказывал, ну, перескажу еще, оно того стоит.

Остогер делил толкинистов по следующим определениям (определения, ясен перец, условные, взяты им были, сколь я помню, более-менее с потолка):

1. Креационизм (К) - концепция, гласящая, что Толкин создал литературное произведение, или вторичный мир, и вне творческого сознания Толкина и/или сопутствующих ему авторов Арда не существует.
2. Экзистенциализм (Э) - концепция, гласящая, что Толкин описал в той или иной степени реально существующий мир. Это может быть "параллельная реальность", прошедшее время реальности нашей, или мир мифологически-информационный, некий ноосферный феномен. Но так или иначе Арда существовала до Толкина, существует и после него, и вне его.
3. Объективизм (О) - концепция, гласящая, что Толкин в своем тексте все изложил абсолютно верно, и добавить тут нечего.
4. Субъективизм (С) - концепция, гласящая, что Толкин в своем тексте изложил собственное мнение и собственный взгляд на вещи, который может быть оспорен.

Таким образом, имеем следующие варианты развития понятия "толкинизм".

1. О.К. - Толкин создал великолепное литературное произведение, и как автор его имеет абсолютную ценность и значимость во всех оценках и толкованиях.
2. О.Э. - Толкин описал реально существующий мир, но описал его идеально верно, пророк такой по сути.
3. С.К. - Толкин написал хорошую книгу, но ничто не мешает спекулировать на ее сюжете, "додумывая" какие-то неразработанные профессором сюжетные ходы.
4. С.Э. - Толкин описал реально существующий мир так, как он его видел, и к его тексту стоит относиться, как к историческому роману/авторской хронике - то есть его мнение должно быть уважаемо, но может быть оспорено.

Так вот, на Арде-на-Куличках тех времен было концептуально принято перед спором выяснять место собеседника в остогеровой системе. И если сходились О.К. и С.Э., скажем, то их спор модераторским произволом объявлялся бесперспективным. Ибо все равно никак и никогда не договорятся, у них аксиоматика настолько разная, что они могут спорить годами и выесть мозги и себе, и всем окружающим.

Черт, это было ХОРОШЕЕ время.
Tags: social, tolkienistica
Subscribe

  • Афанасий Фет - местами прям чудо, что за поэтище. Глыба!

    Ангст! Террор! Апокалиптика!! Вот проносящийся ангел трубит, С треском звезда к нам на землю летит, Землю прошибла до бездны глухой, Вырвался дым,…

  • Frašaoštra blues

    Что мне за дело до тех твоих обетованных наград, Что и когда и зачем тебе кто-то предрёк - Нет ничего, кроме серой степи, лишь небо раскинуто над, И…

  • И вот этого я не мог не перевести. Чисто addenda.

    Поздний, уже ахеменидских времён текст из приложений к Авесте. Здесь уже неразговорный, "жреческий" авестин. Но зато ПРО СОБАЧКУ. Плюс неплохо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Афанасий Фет - местами прям чудо, что за поэтище. Глыба!

    Ангст! Террор! Апокалиптика!! Вот проносящийся ангел трубит, С треском звезда к нам на землю летит, Землю прошибла до бездны глухой, Вырвался дым,…

  • Frašaoštra blues

    Что мне за дело до тех твоих обетованных наград, Что и когда и зачем тебе кто-то предрёк - Нет ничего, кроме серой степи, лишь небо раскинуто над, И…

  • И вот этого я не мог не перевести. Чисто addenda.

    Поздний, уже ахеменидских времён текст из приложений к Авесте. Здесь уже неразговорный, "жреческий" авестин. Но зато ПРО СОБАЧКУ. Плюс неплохо…