Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Category:
Нумэнор как идея.
Немного философического словоблудия.

Для начала я хочу сделать несколько дискламативных (Боже, какой жуткий неологизм) заявлений.

Primo. Я не претендую и не хочу претендовать на попытку «подлинного понимания замысла Дж.Р.Р.». Мои инициалы – не Дж.Р.Р. и даже не К.Р.Р., посему я со всей очевидностью имею к авторским замыслам отношение исключительно относительное.
Secondo. . «Толкинистики как науки» как не существовало, так и не существует. Поэтому я не буду претендовать и на «научную достоверность». Этот текст – не статья, а эссе, и надеется представить из себя разве что эстетическую ценность (сколь мне это доступно), но отнюдь не сциентическую. За наукой – в ВУЗ.
Tertio. . И вообще все это – типичные «мысли вслед за карандашом». Не воспринимайте слишком всерьез. Я говорю вслух сам с собой, говорю о Йозайане, и по сути только мне самому это и интересно в том виде, в каком оно тут предстает. Если заинтересуется кто еще – о, я буду польщен, но не пытайтесь меня опровергать серьезными цитатами. У вас получится, и очень легко, а фигли толку?
Quarto. . А вот кто сумеет побить меня на моем поле – то есть убедить меня логически, а не «на противоречии святоотеческому преданию» - тому скажу спасибо.


Итак, Нумэнор – Йозайан – Эленна – Гимлад – Андор…

Базовых взглядов на историю нумэнорцев у нас как-то сложилось два. Первый (исторически первый, как-никак, в России по крайней мере Запад проявился раньше Севера) является логическим развитием того, что вроде как дано у Профессора в текстах. То есть нумэнорцы предполагаются своего рода естественным продолжением эльфов и хранителями как исконной культуры, так и самого понятия «эльфичности», “elfiness”, в человеческой среде. Тем самым они невольно окружаются неким ореолом сакрализации. Надо заметить, что если судить по текстам, это более-менее коррелянтно с тем, как сами нумэнорцы воспринимали себя – и постольку же этот концепт достаточно уязвим извне в плане доведения до абсурда и сведения к пресловутому «нумэнорскому шовинизму».

Вторая идея порождена еще небезызвестной Ниэннах (а почти вся «северная» идеология в рамках русской толкинистики, как мне кажется, по сути от базовой философемы «Черной книги» так далеко и не ушла). Здесь нумэнорцы есть просто народ, один из множества, который благодаря определенным стечениям обстоятельств сумел обрести достаточную силу и власть, чтоб диктовать свои условия значительной части мира и подавлять чужие цивилизационно-культурные системы, даже в том случае, если они по сложности и жизнеспособности ничем нумэнорской схеме не уступали. Концепция вполне натуралистичная, вот только она-то как раз и противоречит Толкину напрямую – очевидно, что для самого Толкина (или для «внутренних авторов» «переведенных» им текстов) нумэнорцы «просто народом» не были, что-то было в них такое, что ставило их на иной – неважно в данном случае, высший ли, но несомненно иной – уровень по отношению к другим народам Княжества Арда.

По-хорошему говоря, все дальнейшие споры между представителями двух вышеописанных движений как раз и сводятся к неустанным попыткам понять – что же такое на самом деле было в нумэнорцах, что позволяло им называть себя высшими, и оправдана ли на самом деле была подобная претензия?
Самое на настоящий момент полное и аргументированное мнение на эту тему высказывала госпожа Азрафэль. В ее исторически-богословском эссе «Валар нам дали над Низшими власть» она выстраивает такую характерную «лестницу св. Иакова» aka феодальная лестница в богословской драпировке, на верхней ступени которой стоит Эру Единый, последовательно делегирующий Свою власть низшим ступеням лестницы. Таким образом у нас вырисовывается вполне четкая правопреемственность от Эру к Валар (через назначение Манвэ Королем и Наместником Мира), от Валар к эльфам (через утверждение Стихиями эльфийских королей), от эльфов к нумэнорцам (через ученичество Эдаин у Эльдар и последующее «освящение» будущей людской династии несколькими «сакральными браками»). Предполагается при этом, что на каждом этапе высшие ступени подтверждают права низших-«посредников»; так, первый Король Нумэнора Эльрос получает благословение от Валар и только после этого становится собственно Королем.

В такой картине мира действительно особого выбора и вариантов нет. Если Эру и впрямь оформляет мир в виде неизменной иерархической системы, то постольку, поскольку Он есть единственная подлинно действующая сила в подобном мироздании, Им установленные правила обсуждению не подлежат. Азрафэль вполне следует этой логике и тем самым оправдывает практически любые действия адунаим в последующей истории именно тем, что невзирая на все свои ошибки они, в отличие от своих противников, были естественной частью правильного, исконного и единственно верного миропорядка.

Собственно, за что лично я Азрафэли очень благодарен? В первую голову за то, что она очень убедительно сыграла «внутреннего автора». Грубо говоря, я практически уверен (и на то есть текстуальные намеки), что нумэнорцы времен Тар-Атанамира, например, а то и Ар-Адунакхора мыслили себя именно так, как описано в азрафэльской работе. По крайней мере, именно так могла бы выглядеть их официальная пропаганда. Неотъемлемость нумэнорской власти от самой природы универсума – вполне логичная идея для быстро развивающейся колониальной империи. По-моему, не было такого государства, которое не считало бы себя избранным Богом.

Но все же нумэнорцы – не испанцы, не англичане и не американцы.

Попробуем подумать, что же на самом деле отличает людей Эленны от тех, на чьи берега они приплывали.

Самый простой ответ лежит на поверхности. В первую очередь это срок жизни. Самый заурядный нумэнорец живет лет сто пятьдесят, а чем ближе к королевскому дому – тем суровей. Очевидно, что чем больше ты живешь – тем больше у тебя опыта; не забываем, опять же, что по логике Толкина люди вообще не должны были жить так мало, как они живут сейчас; это следствие искажения, павшего на род людской после их контракта с Морготом. Тем самым жизненный срок адунаим ближе к «изначальному человеческому образцу», к исконной природе; а как говорил нам присноблаженный Аквинат, чем ближе ты к своей исконной, неискаженной природе, тем тебе легче и естественнее воспринимать себя и мир. То есть если в мире, описанном Толкином, действуют правила реальности, как их воспринимали ученые католики – а было бы странно, если б было иначе – нумэнорцы во многом «человечнее» других людей в том и только в том смысле, что они являются чем-то более близким к «людям как таковым», к atani alahasti.

Так ли это? Нет, не так. Картинка красивая, но к реальности она отношения не имеет. Нумэнорцы не счастливее остальных людей, просто несчастье у них другое. Почему? Потому что их «благословение», их удлинненная жизнь, отсутствие болезней и (до определенного предела) старческих немощей есть привнесенный извне «бонус», награда, изменение структуры их бытия через а) браки с эльфами, давшие начало королевскому дому б) особое действие, совершенное над ними Валар. Сами по себе Эдайн, хотя под рукой эльфов они и процветали, особо дольше жить не стали, достигая разве что порога возраста, известного и современным долгожителям (столетний человек – не такая уж и небывалая редкость). То есть нумэнорцы не «изначальные люди», они «исправленные», «измененные» люди. По какому же образцу их изменили?

Ответ опять же довольно очевиден. Да по эльфийскому же! Валар не знают другой модели; в сущности, и извечные проблемы людей им малоизвестны (по крайней мере, любимый ученик Валар Артафиндэ Атандиль в разговоре с Андрэт узнал для себя много нового). Нумэнорцы находятся как бы посредине эльфийского и людского водораздела, наделенные рядом качеств с обеих сторон, причем не только физически, но и духовно. Довольно типичный пример – нумэнорское отношение к половой сфере как таковой. Они – естественно-жестко-моногамны, вступают в брак поздно и по итогам долгих размышлений; детей рожают мало; вообще не склонны к промискуитету. Меня в свое время потрясло понимание у нумэнорцев идеи развращенности. Гондор при Алкарине «развратился». В чем это выражалось? в том, что благородные нумэнорцы начали вовсе пренебрегать супружеством и/или деторождением! Благородный, но пресытившийся и в чем-то извращенный адунаи не организует бордель, он, напротив, со страшной силой двинет в область чистого разума, забив на «эти нелепые телодвижения». Скорее всего, здесь будет и презрение к плоти как таковой – в особенности благодаря ощущению старости как порождения телесности. И здесь мы видим развитие до абсурда эльфийских моделей. Нумэнорцы даже искажаются так, как могли бы искажаться Эльдар.

Что еще из этого следует? Со всей очевидностью отсутствие болезней, долгожительство и сдержанность в вопросах пола у нумэнорцев следует оттуда же, откуда и у эльфов. Им дарован частичный контроль души над телом. Тело не имеет над ними такой власти, как над обычными людьми. Это действительно дает им повод для гордости и ощущения собственной «высшести»; отсюда же, например, следует, что нумэнорцы редко бывают по-настоящему некрасивыми (найдите хоть одно описание жирного, уродливого, кривоногого или прыщавого нумэнорца!) – тут та же фигня, что с эльфами, опять же. Эльфы прекрасны в первую очередь потому, что их тела консонируют с душами, следуют желаниям души – а редко какая душа осознает себя уродливой.

Вопрос. Когда нумэнорец начинает утрачивать контроль над телом? Ответ: когда начинает стареть. Тут наиболее продвинутые из них, осознавая, что тело перестает подчиняться, срываются прочь, добровольно пресекая жизнь; иные борются до конца, но эта борьба обречена на поражение. Самоочевидно, что для души и разума существа, всю жизнь повелевавшего своей плотью, внезапно покориться ей без возможности восстановить утраченную власть – страшное унижение. Именно унижение,
лишение естественного достоинства. Вот один из нумэнорских «надломов», значимая часть их падения. Мы обычно видим в нумэнорцах людей, которые не хотели умирать – а стоило бы видеть эльфов, обреченных дряхлеть!

Отсюда еще один заметный раскол между Островом и Миром. Нумэнорцы относятся к «младшим людям», как к существам самоочевидно иной расы. Что бы там ни говорили, а своего рода шовинизм у них наличествует; вопрос в том, что он немало чем в реальности подтвержден, но подтверждают его не мистические причины, а самые что ни на есть материальные. Средний нумэнорец успевает понять и узнать за свою жизнь вдвое больше, чем средний среднеземский адан. Он не подчинен болезням. Над ним не властны похоть и чревоугодие (подозреваю, что они и спиться, скажем, были неспособны!). Как он будет смотреть на дикаря, живущего по законам своей плоти? С жалостью или с презрением. «Учительство» нумэнорцев в том и заключается, чтоб дикари становились менее дикарями, чтоб они были эстетичнее с нумэнорской точки зрения. Эстетика тут от этики неотделима, как и для, опять же, тех же самых эльфов. Похоть, жадность чрева, покорствие низким страстям – все это делает тебя по-настоящему некрасивым, с тобой тяжело находиться рядом. Гордыня духа, причем во многом оправданная. И вдвойне тяжело осознавать, что ты все-таки связан с этими существами, что есть один простой и незамысловатый факт, который невзирая на все твои достижения жестко и просто уравнивает тебя с этим самым дикарем. Ты умрешь от старости абсолютно так же, как и он.

Возможно, в этом и есть причина того, что нумэнорцы, начиная с определенного момента, начали как можно ярче и четче отмежевываться от людей Среднеземья. Не была ли вся колониальная политика позднего Йозайана «замещением» подлинного стремления народа Острова – прочертить между собой и «грязными hravani» нерушимую грань? Если нас связывает только общая смертность – так вот пусть только она нас и связывает. Если нам не стать Эльдар – так пусть и они не будут пытаться стать нумэнорцами! Дикари стали для нумэнорцев вечным напоминанием о их природе, оттого и стали трудновыносимы.

Ни в какое благородство нумэнорцев, корчевавших деревни низших, я не верю. «Тотальная война» - в мире Толкина понятие все-таки, как мне кажется, по факту неблагое. Нумэнорцы пытались одолеть врага чистой военной силой, оттого и сгоняли дунлендингов с их родных пустошей. А одолеть врага только силой – невозможно. Все военные победы в толкиновской истории – неполные или бесплодные. Врага можно победить только: а) умом и хитростью б) верой и надеждой, причем все эти четыре вещи должны быть в наличии. Храбрость и мощь – неплохое подкрепление мудрости и надежде, и не более того. Среднеземье по итогам спасли Маура Лабинги и Баназир Гэлпси, а не мечи Последнего Союза (хотя последние и сыграли свою роль в подготовке финального подвига).

Мудрости у нумэнорцев было в избытке. Силы тоже. А вот веры и надежды у определенному времени они были уже лишены. После Атанамира и прекрасного обмена непониманием с валинорскими посланцами – наверняка.

Примерно так я вижу нумэнорскую проблему в историческом ракурсе именно Нумэнора; о гондорцах, арнорцах, умбарцах и морэдаин стоит поговорить отдельно…
Tags: tolkienistica, yozayan
Subscribe

  • Я посидел и подумал.

    Справился с первичными эмоциями. Попытался проанализировать свои ощущения и мысли. И пришёл к выводу, что я всё ещё с собой согласен и всё ещё…

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments