Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Странные игры на странном месте

Я, по сути говоря, так и не сумел как следует инкорпорироваться в ролевую систему, хотя видит Бог, пытался; так или иначе, все, что ни делается - к лучшему, но сейчас я на этом корабле занимаю совершенно классическую позицию крысы: сижу где-то в преизрядном трюме, перехватываю какие-то боковые маргиналии на погрызть и никакого отношения к прокладываемому кораблем курсу не имею. Вопрос заключается в том, что когда в трюм начинает внезапно хлестать холодная и соленая водица, крысе ничего не остается, как с громким писком и визгом полезть наверх. И пищим-визжим мы примерно следующее.

Я, собратья, не видывал такого ранее никогда, хотя впервые залез в этот трюм годе так о 97-м. Пять (или больше?) отмененных проектов в сезон. Причем проектов перспективных как таковых, живых и светящихся; в каждом из них люди были вроде как заинтересованы и какую-то часть души вкладывали. Дальше все по одному и тому же сценарию с вариациями: конфликты, дробление, вторжение пожизневки, синдром хронической усталости коллектива, крах. Причем происходит это именно и конкретно в пространстве игр по Толкину: "Городок" вот, невзирая ни на что, выплывает, там у людей хватает энтузиазизьма тащить игру, невзирая на смену главмастера и прочие перипетии.

Ощущение некоего надлома, на самом деле, как-то отдавалось эхом уже несколько последних сезонов, но вот сейчас, как мне кажется, язва в определенном роде прорвалась. Собратья, давайте-ка попробуем глянуть правде в ее маленькие выпученные налитые кровью свинячьи глазки: по какому-то набору причин мы (такие, какие мы есть) не можем играть в Арду. По крайней мере, не можем делать этого вместе. И я вижу две болезненных тенденции, которые довлеют надо всем пространством наших игр; вкратце их можно сформулировать так.

1. Взаимное недоверие игроков и мастеров - вот IMHO первая из болезней нашего quasi-otornasse. Я уже не первый год с удивлением и неприязнью замечаю, что мастер на игре почти всегда выступает в роли постоянно критикуемого и унижаемого субъекта. Является абсолютной нормой обсуждение действий и решений мастера за его спиной, создание своего рода "антимастерских коалиций" среди игроков, целью деятельности которых является навязывание мастеру определенных видоизменений его политики. Игрок относится к работе мастера как к своего рода "сфере услуг": задачей мастера здесь является "сделать игроку красиво", показать ему "его Арду" - причем "его" в данном случае значит "его, игроцкую". Поэзия абсурда здесь ярко проявляется в том, что при таком раскладе мастер вместо того, чтоб реализовывать свое, внутренне цельное, видение Арды, должен приноравливаться к сонму личных мнений сотни не согласных друг с другом человек - и все это только затем, чтоб после игры его обвинили в неоднородности и противоречивости игрового мира.
Конечно, не очень приятно видеть на полигоне "не свою" Арду. Но эта проблема элементарно решается путем выбора той игры и того мастера, который тебе подходит. Вместо этого - логичного - апартеида все сообщество толкинистов ездит на разные игры вместе, всей разнородной кучей, причем, похоже, только затем, чтоб еще до полигона утопить игру в потоке противоречий.
Естественным следствием является то, что мастера тоже реагируют на подобное отношение соответственно. Предполагая в игроках не сотворцов, а агрессивное множество, которое в любой момент готово вцепиться тебе в горло. Боязнь неадекватной оценки их действий игроками порождает у мастеров либо страх неверного шага, когда половина времени тратится на филигранное оттачивание формулировок, либо - как гиперкопенсация - откровенно наплевательское отношение к пожеланиям игроков ("как вы мне, так и я вам").

2. Вторая проблема, являющаяся IMHO корнем первой - это по-настоящему болезненное, по сути почти религиозное отношение нашего сообщества к пресловутым "своим Ардам". Собственно, поэтому люди так и ломятся на любой толкиновский проект - ну, хоть кусок родного словить! Т.о. игроки едут не к конкретному мастеру и не на конкретный концепт, а на конкретный сюжет, который свой-родной-мечтанный. Ясен пень, при таком подходе любое разночтение с той самой внутренней панорамой мира вызывает огорчение и злость.
Та же проблема - у мастеров. Которые тоже выбирают сюжеты для своих проектов не по принципу играбельности/незаигранности/ресурсоемкости, а по принципу идеологической ценности лично для мастера. Тем самым вторжение - попытка вторжения, любая - игрока в пространство моделирования воспринимается мастером как посягательство на его мечту о "личной Арде".

Я не знаю, как эту проблему можно решить. Я и сам здесь не настолько сторонний наблюдатель, насколько хочу казаться. Но решать как-то ее надо, потому как на настоящий момент мы наносим той самой "нашей Арде" отвратительные повреждения. Мне кажется, что один из путей - образование дискуссионного пространства, в котором мы сможем определить свои предпочтения и разделиться наконец по неким осмысленным группам. Пытаясь снова и снова унифицировать игровое пространство, мы постепенно начинаем ненавидеть друг друга, и дробление все равно происходит, только уже с большой моральной кровищщей. Я не понимаю, в чем вкус и ценность этого конфликта, в котором нет и не может быть победившей стороны, потому как любой из оппонентов на определенный момент теряет способность к осмысленному спору и, вцепившись в свою внутреннюю Арду, шипит "маааёёё!!".
Либо - можно пробовать учиться любить и понимать в том числе и "чужую Арду", но это, конечно, уже трагичная ненаучная фантастика.

Но что-то делать надо, собратья. Этот корабль тонет, как крыса вам говорю. Тонет к едрене фене.
Tags: philosofia, rpg, social
Subscribe

  • Про хозяинство

    В комментах в ВК тут мне один человек, которого я знаю в целом как вполне адекватного, написал очень характерную вещь - и да, это то, что я регулярно…

  • Р. Скотт Бэккер, "Второй Апокалипсис": попытка критического обзора

    Ричард Скотт Бэккер - автор яркий и плодовитый. Как раз недавно он завершил второй большой цикл в составе своей фэнтезийной эпопеи "Второй…

  • Любительщина

    На самом деле, я очень люблю любителей. Я и сам являюсь одним таким. Что такое любитель? Это человек, который а) искренне чём-то увлёкся; б) не…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments

  • Про хозяинство

    В комментах в ВК тут мне один человек, которого я знаю в целом как вполне адекватного, написал очень характерную вещь - и да, это то, что я регулярно…

  • Р. Скотт Бэккер, "Второй Апокалипсис": попытка критического обзора

    Ричард Скотт Бэккер - автор яркий и плодовитый. Как раз недавно он завершил второй большой цикл в составе своей фэнтезийной эпопеи "Второй…

  • Любительщина

    На самом деле, я очень люблю любителей. Я и сам являюсь одним таким. Что такое любитель? Это человек, который а) искренне чём-то увлёкся; б) не…