Barunzir Daurug (myrngwaur) wrote,
Barunzir Daurug
myrngwaur

Categories:

Тьма и Кровь (Север и Юг) - впечатления.


Я честно признаюсь, что ожидал от этой игры достаточно многого - но уж никак не того, что от нее получил. Общее ощущение сейчас одно - "Доктор, ЧТО ЭТО БЫЛО?" Уж по-любому не Гондор Третьей эпохи. Кажется, я начинаю понимать людей, которые после Бар эн Мирдайн писали в отчетах, что "у нас с мастерами какая-то разная Арда". Ага, точняк, и обижаться мне совершенно не стоило тогда - она и правда бывает разная; по крайней мере в той Арде, которая образовалась на этой игре, я бы и часа прожить не хотел бы; а прожил полтора дня.

Самое забавное, что практически все мои претензии - именно к мастерам, но не к главмастеру. Единственное, что я мог бы поставить в вину Айвэн - это то, что она не вполне держала в руках происходящее на полигоне; но это, кажется, общая беда главмастеров, и опять же после того же Бар эн Мирдайна мне уж точно грех обвинять кого-то в своем собственном главном недостатке; так что к главстеру претензий никаких. И кроме того, у нее был восхитительный Орнэндиль. Один из единственных светлых моментов на этой игре - это наш с ним разговор перед его казнью, точнее - краткий обмен репликами, и пожатие руки - на прощанье; его вели умирать, а мы собирали команду "Талиона" и "Мариллы", чтоб со страшной скоростью, не теряя ни секунды, драпать домой в Умбар (и выходить к чертям из игры), потому что в этом аду нам места больше не было.

Но остальная МГ... я не очень понимаю, что и зачем они делали. Ощущение мутного хаоса преследовало меня неотвратимо. Может быть, на какие-то вопросы я получу ответы хотя бы сейчас?..

Итак, вопрос первый. Полигон. Нет, это слово должно выглядеть так: ПОЛИГОН!!! Я увидел в нем ровно одно достоинство: мастерам, живущим в Туле, было просто до него добираться - от Тулы электричкой двадцать минут. От Москвы, соотв. - 3 с половиной часа, но хрен бы с ним - если б не масса других приятнейших аспектов.
Я знаю, что было два варианта полигона. И на одном из них отказало лесничество. Прекрасно. Под Москвой их всего 2? IMHO слегка больше.
Также мне кажется, что необходимость наличия на полигоне воды есть аксиома. Если мы играем не в Дюну и не в Лоуренса Аравийского. Вода была, да. В колонке на станции и в пруду, до которого от пригодных для жизни локаций было идти по двадцать-тридцать минут (причем пруд - на дне логовины, то есть обратно с водой приходилось ползти вверх по немалому склону). Жажда была одним из основных ощущений на игре. В чем-то вроливает, конечно. Типа морская специфика.
На самом деле, опять же всякое бывает. Но о проблемах с водой на полигоне (при тридцати с гаком по Цельсию) надо было хотя бы предупредить. Нас предупредили, да. На платформе, когда встретили электричку. А потом сказали, что нас (Пэларгира) эти проблемы не касаются по-любому, потому как наша локация стоит аккурат у воды. Мы успокоились и воды с собой тащить не стали.
А зря. Потому что когда мы добрались до локации (на самом краю полигона), мы обнаружили выжженный солнцем относительно ровный участок склона, усыпанный мелким каменным крошевом и ракушками мертвых улиток. Он порос жесткой травой типа осоки, был полностью лишен дров, а единственные деревья - чахлые сосенки, дающие клочки тени площадью максимум в пару-тройку квадратных метров. На термометре, напомню, тридцать с гаком. Далее к воде идет изрытый буграми склон, где нереально поставить даже пару палаток рядом. И в довершение всего весь этот лунный ландшафт утыкан муравейниками, муравьи ползают повсюду и заползают в одежду. Мы наделали там фоток, скоро их кто-нибудь выложит, рекомендую, оно впечатляет.
Мне страшно интересно: кто-то и впрямь предполагал, что мы будем там стоять? Что мы ФИЗИЧЕСКИ сможем там стоять? Мне очень интересна психология этого кого-то. И физиология тоже. Когда же мы пришли в полное изумление и сказали, что тут мы стоять не будем ни при каком виде, начались интереснейшие танцы с волками, заключавшиеся в том, что мастера оставили нас дожидаться своего решения и исчезли. Прошло некое время, и Айвэн таки повела нас смотреть альтернативные локации - нас с Джейсоном, остальные сидели и ждали под веселым летним солнышком. Ди чуть сознания не лишилась по ходу, Вин словила тепловой удар, остальные были немногим краше. Мы присмотрели было себе место, но тут нам заявили, что это слишком близко к остальным локациям. Учитывая, что остальные локации были друг от друга в шаговой доступности, принцип был не вполне ясен, но ладно бы. Поиски длились еще около часа или двух; потом -благодарение Хэту-Кастамиру, который в одиночку отправился в мастерятник и что-то все же там сделал - нам выделили место для стоянки на строго противоположном конце полигона, на солиднейшем расстоянии как ото всех остальных мест, так и от воды, с тоннами комаров, но - благодарение Валар! - в тени, в лесу. Заметим, что была сия стоянка так удалена от остального полигона, что мастера за всю игру так более к нам ни разу и не зашли. Добро, сказали мы, и, хрипя и задыхаясь, поползли перетаскивать вещи.
После того был военный совет, на котором мы решали - играть нам вообще или нет? Энтузиазма был ноль. В конце концов не без помощи нашедших нас Анариэль и Азрафэль решено было все же собраться и поиграть. Не знаю, были ли мы правы. Я тогда голосовал "за"; потом я извинялся за это перед командой...

Так или иначе, прошел парад, и мы собрались в нашем Пэларгире. Вролинг был довольно призрачный, но - спасибо опять же Азрафэль, она же Эйлинэль, леди Пэларгира - по итогам мы как-то свели мозги в кучку и принялись писать письмо турецкому султану узурпатору Винитарье. Еще перед этим была решена общая концепция команды: мы нумэнорцы, мы хотим власти для достойного ее - но не ценой крови и жестокости. Мы надеемся до последнего разрешить дело мирным путем; если это не получается - что ж, пусть будет война, но на этой войне нам также надлежит блюсти законы чести. Хэт - молодчина, блин, не ожидал - у которого вообще не было времени на подготовку, всю ночь перед игрой читал тексты и по итогам изобразил вполне убедительного лорда Кастамира, был пафосен и благороден. Азрафэль явственно была его "темной половиной", подавала рискованные советы и вообще являла из себя нечто сумрачно-величественное и надменное - что ж, уважение она так или иначе тоже вызывала немалое. Уфффф - выдохнул я мысленно - дело-то, кажись, идет на лад! и успокоился, и принялся играть.

Ночное посольство в Осгилиат... Гордый и нервный Эльдакар, мучительно пытающийся разобраться в происходящем юный Орнэндиль... громогласная и радушная трактирщица... Я уже почти начал видеть в узенькой лесной тропке Великий Андуин, когда мы пробирались - "плыли" - обратно в нашу гавань. С утра предстояла починка кораблей и подготовка к возможной войне. А перед сном мы славно посидели с матросами нашего флота, пустили по кругу бутыль крепкого сладкого рома, выпили за юнгу с "Талиона", которого посвятили в полноценные моряки. Надежда на удачный исход нашего безнадежного дела просыпалась в моей груди неотвратимо. Меня не смогло смутить даже откровенно хамское поведение "помощника мастера по боевке", явившегося нас чиповать - ладно, ну, устал человек, в конце концов, все мы устали.

Наутро Пэларгир был охвачен просто-таки лихорадочным трудом. Корабли строились медленно, но верно, Эрутир с матросами восстанавливал пристань, я бегал послом по всему Гондору, читая прокламации, выслушивая ругательства и провозглашая волю своего лорда всем, кому ни лень. Полдня в лихорадке - и вот флот Кастамира, так и не дождавшись доброго ответа, выходит на север.
Плавание прошло, мягко выражаясь, весело - но в хорошем смысле этого слова. Заданные мастерами стандарты размеров кораблей никак не вписывались в Андуин - то есть корабль был сравним с этой тропкой по ширине, я уж не говорю о ветках, делавших проход с мачтой практически нереальным делом. Но это мы сумели вписать в игру. Мой "Талион", как самый маленький и легкий, шел впереди, передавая сведения о фарватере - "Впереди пороги! Берегите такелаж! Русло сужается!" - сзади проламывалась перегруженная "Марилла" ("Черная Жемчужина - самый быстроходный корабль... В МОРЕ, а не в этой канаве!!.."), в хвосте горделиво тащился "Калимэхтар". Ошвартовались у Минас Анора, принявшего нашу власть; собрали тех, кто шел берегом, и тронулись к итилиэнской заставе.
Итилиэнцы честно собирались остаться от войны в стороне. Им не случилось этого сделать, во-первых, потому что Азрафэль/Эйлинэль сгенерила роскошную провокацию (латентные мораданы - это наша гордость боевая), во-вторых, потому что мастера приказали им выйти нам навстречу и сложиться. Это был первый тревожный звоночек. Почему игроки не могли решить этого сами? Ладно, к дьяволу, тогда я этого еше не знал. Обугленные останки заставы остались позади, трупы захоронили с честью - "Они сделали неправильный выбор, но погибли, как надлежит воинам" - и вот наш флот вышел к Осгилиатским мостам.

Дальше начался хаос восхитительный и неописуемый. Кастамира мастера быстренько отстранили в сторону, и принялись рулить штурмом открыто. Это напоминало оркестр, которым дирижирует одновременно восемь дирижеров, стоящих в разных точках и страдающих нарушениями координации. "Туда! Нет, сюда! Нет, обратно! Почему вы до сих пор не там? Почему вы до сих пор не здесь?!" Все это - даже без каких бы то ни было попыток вписать сие в игровую реальность. Осада мастерской волей длилась пятьдесят минут. По итогам сего мы страдали не только от болезней и голода, но и от бронебойного деролинга. Когда очередной игротех вырулил на нас с кличем "Ребята, вам еще не надоело сидеть тут и тупить?!?" - мы были недалеки от кровавого безумия.
Но вот случился штурм. В том настроении, в котором мы были, гарнизон Осгилиата нас уже не особо волновал, и мы ворвались в город без потерь. Куча пленных, связанных одной веревкой, сгрудилась в общем зале, "королева" - жена Эльдакара - и "принц" Орнэндиль устроены отдельно, Кастамир учиняет с родичами совет.

А теперь внимание. У Кастамира и Эйлинэль к тому моменту созрел вполне прелестный мистериальный замут. Кастамир пленных гордо отпускает, казнив только Орнэндиля - ибо именно из-за его упрямства погибло столько людей (его же людей, заметим; мы, как сказано выше, не пострадали). Эйлинэль aka леди Макбет этому как бы не препятствует, но втайне посылает сына с отрядом отморозков, которые перехватывают пленных на полпути в Рованион и уничтожают. Маскарад соблюден и польза несомненна: Кастамир искренне уверен, что он благороден и велик, его капитаны поют ему хвалу, мораданская леди потирает изящные бледные руки и продолжает аккуратно рулить своим мужем.
Хорошие игроки-мистериалы устроили себе и окружающим хорошую игру, скажете вы? Ан нет! В ходе совета тканая стена отодвигается и оттуда высовывается голова кого-то из мастерских посланцев. И говорит (абсолютно вне игры), что Кастамир должен НЕМЕДЛЕННО устроить в Осгилиате резню и перебить всех пленных. А потом сжечь город дотла. Иначе мастера прирежут его самого. И исчезает.
Хэт охреневает, как та черепаха. Человек готовил роль, выстраивал логику персонажа, теперь от него требуют, чтобы он поломал ее нафиг, потому что мастера лучше знают. Зачем, спрашивается, было звать на ведущие роли талантливых и опытных игроков, чтобы потом вести себя, как неумелый кукловод? Мастера НАСТОЛЬКО не доверяли своим игрокам? Или все гораздо проще, и мастера делали игру только и исключительно для себя, и мысли и чаяния игроков им были абсолютно неинтересны, главное - чтоб был сыгран именно ими придуманный сюжет? Именно ими, заметим, а не проф. Толкином - потому что в тексте не было упомянуто ни о каком истреблении пленных (включая, заметим, женщин и детей). Было сказано о жестокости при штурме и казни Орнэндиля. Город, опять же, по тексту сожжен не был, он просто захирел и опустел. Но мастеров явственно это не интересовало, им хотелось кровавого кактуса. Что ж, они его получили.

Хэт, охренев и озверев, принялся действовать в духе Кровавой Гэбни и маниака Чикатило. "ВСЕЕЕЕХ УБИИИИИТЬ!!!!" - и лорд Кастамир своими руками начинает крушить связанных и безоружных северян. Оскалив клыки. Мы - ничего на тот момент не знавшие о мастерском загрузе и голосах из стены - испытали тяжелейший шок, когда вместо нашего мудрого и хладнокровного лорда на арену вырвался Дарт Вейдер вкупе с Пожирателями Смерти и Злопастным Брандашмыгом. "Он одержим!!" "Это королева, она тайный морадан!!" "Здесь черное колдовство!!" - "Бежаааааааать!!! В Умбар! Прочь отсюда!!"
От тел убитых по городу стремительно побежала... дизентерия. Мастера раздавали ее абсолютно без какой-либо логики - я сперва подумал, что это такое проклятие, но когда свалилась наша светлейшая и благороднейшая целительница, стало ясно, что дело темное. Целительницу отпоили зверобоем, загрузились на корабли, и - под носом у вернувшегося в Пэларгир Кастамира - укатили домой на юга. И уже там, на югах сидя, встретили совершенно неадекватного уже не Кастамира, но Хэта, который и объяснил нам, в чем было дело. После этого в игру нам возвращаться в принципе и напрочь расхотелось.

Надо было видеть Хэта потом. Попытки рычания и жутких приказов уравновешивались чисто пожизневыми стонами - "Боже мой, ну не могу я это играть!!!" Нам было его очень жалко. Но мы тоже не могли, совсем. Особым цинизмом в этой ситуации казались... призраки убитых, которые шлялись по Пэларгиру и грузили игроков. "Вас не мучает совесть?? Вы понимаете, что вы сделали?? Вы осознаете, какое ужасное дело вы совершили??" Нет, блин, не осознаем, потому что совершили его не мы, а мастера нашими руками. Леди Эйлинэль окончательно скатывается в безумие. Кастамир с больными глазами распоряжается очередной расстрельной командой. Две трети флота курят в наскоро сооруженном Умбаре бамбук... То, что игра мастерской же волей закончилась на день раньше, вечером в субботу - это было счастье и облегчение. Шесть оставшихся с Кастамиром воинов вышли в поле, двадцать северян втоптали их в землю. Добро, товарищи, победило Зло! Ура, товарищи!

Все воскресенье я ждал, не заглянут ли к нам мастера. Ровно с одной целью: задеть им вопрос - ЗАЧЕМ?? Мастера не заглянули, так что я задаю его сейчас. Я читал - внимательно - прогрузы к игре. Там было заявлено: в этой войне у каждого своя правда. Трагедия в том, что на обоих сторонах есть свои темные и светлые персоны, свои герои и злодеи. Никто не может назвать себя в полной мере правым. Это было интересно и жизненно.
Что же получилось на деле? Из нас - искусственно - сделали чудищ. Вопрос о возможной правоте кастамирингов не то что стоял - он и стоять не мог в такой ситуации. Все незримое противостояние "положительного" Кастамира и его "отрицательной" жены пошел псу под хвост. Все наши попытки сохранить верность лорду оказались тщетными. И когда после игры Анариэль спросила мастеров - зачем все это было? ей был дан потрясающий ответ:
"ЧТОБ ВЫ НЕ МОГЛИ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЧИСТЫМИ!"
Спасибо, не вопрос. Мы чувствовали себя грязными с головы до ног. Наш лорд оказался тупым злодеем, мы - его невольными соучастниками. Это никак не следовало из всего того, что мы делали до тех пор. Зато Осгилиат счастлив: они - светлые герои, а мы - злобные чудовища. Элгорт еще перед игрой говорил: "Похоже, из нас делают игротехнический темный блок". "Уволь - говорил я в ответ - на этой игре в принципе не может быть темного блока!" Ан опять же нет, ошибся я, глупый. Еще как может. Мастера захотят - и коровы полетят. Вместо глубоко католического концепта Толкина - каждый сам решает свою судьбу, к спасению она или к погибели - нам был преподан типично кальвинистский взгляд на мир: если ты предопределен к погибели, ты погибнешь, и какими бы ты усилиями не пытался остаться на стороне добра, сохранить в себе внутренний свет - это безнадежно, Бог еще до твоего рождения записал тебя в книгу мертвых.

Но в таком мире, господа присяжные заседатели, мне остается быть только мораданом.

На чем и остаюсь,
искренне ваш,
Кхоабар Дауруг, умбарец, капитан галеаса "Талион", бывший вассал Кастамира, Короля Гондора.
Tags: frenzy, rpg, tolkienistica
Subscribe

  • Я посидел и подумал.

    Справился с первичными эмоциями. Попытался проанализировать свои ощущения и мысли. И пришёл к выводу, что я всё ещё с собой согласен и всё ещё…

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments

  • Я посидел и подумал.

    Справился с первичными эмоциями. Попытался проанализировать свои ощущения и мысли. И пришёл к выводу, что я всё ещё с собой согласен и всё ещё…

  • ОЧЕНЬ интересно.

    Спасибо, товарищи, за поучительный опыт. Я вижу здесь одну любопытную закономерность. У меня есть ощущение, что почти полное единодушие в комментах…

  • Давайте последнее поясню

    Есть такая вещь - велосипед. Я фанатичный велосипедист, всё лето на колёсах. При этом я использую велик как повседневный транспорт - т.о., езжу по…