?

Log in

Еще про мистику и отношение к ней - I-Latta Nyarova Ciryana
Июнь 2, 2017
01:21 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Еще про мистику и отношение к ней
Что, мне кажется, важно - это внезапное и довольно масштабное изменение отношения к мистике как явлению за последнее время. И это изменение, кажется, сейчас находится в мощном противоречии с трендом, который господствовал, наверное, лет дохренаста до этого. Это явление известное, его кто только уже не обсуждал, но любопытно попробовать взглянуть на него с точки зрения не науки и не организованной или пытающейся организоваться религии, а с точки зрения вольной мистики как таковой.

Собственно, предыдущий тренд: мистика - это стыдно. Надо изжить мистику в быту, изжить мистику в мировоззрении, изжить мистику в нравственности, изжить мистику в религии! По капле выдавливать из себя суеверного дикаря. XIX, самое рациональное время в истории ч-вечества, почти этого добился, европейцы преодолели мистику почти во всем, сели, огляделись гордым взглядом, и им немедленно стало очень СКУЧНО.

И тогда они пошли и упоролись обратно.

Но! Средневековый мистик был щастлив и свободен! Он прекрасно понимал, что он гребаный глючник, но тогда КРУТО было быть гребаным глючником. Тогда считалось как-то нехорошо, если у тебя в хозяйстве нет хотя бы одного гребаного глючника. И если б ему сказали, что он нерационален, он бы ответил: ясен перец, я нерационален, я францисканец, это доминиканцы у нас рациональные (- Фома, подтверди? - Угу), а я здесь не за этим, я здесь затем, чтоб НАСТАЛО ВРЕМЯ ОХРЕНИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ и ОГНЕННЫЙ СЕРАФИМ ВО ВСЕ НЕБО и ОН ЛЮБИТ ВАС ПРЯМО ЩАС ПРЯМО КРЫЛЬЯМИ!! и я полезен обществу, потому что общество, лишенное огненных серафимов, лишено творческого начала.

А в начале XX так было уже не очень модно. И не очень можно. И мы видим отличную ситуацию, когда что большая, что малая религиозная традиции начинают особым образом рядиться под науку или, по крайней мере, под философию. Концепция Тейяра де Шардена - мистическая; а притворяется оригинальной разновидностью эволюционной теории. Концепция Рерихов - внафиг мистическая, а притворяется некой "космической философией".

И это, товарищи, нежизнеспособный кентавр, потому что обе половины у него задние.

Tags: ,

(13 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:hild_0
Date:Июнь 1, 2017 11:14 pm
(Link)
общество, лишенное огненных серафимов, лишено творческого начала
Вот, золотые слова!
[User Picture]
From:ikadell
Date:Июнь 2, 2017 12:03 am
(Link)
Вот это отлично сказано.
[User Picture]
From:grey_horse
Date:Июнь 2, 2017 04:18 am
(Link)
Я тоже против попыток превратить мистику в квази-науку, назвав "парапсихологией" или "исследованием экстрасенсорных способностей человека" (тем более, что у человека, на мой взгляд, никаких особых способностей и нет, есть дары, которые боги посылают или отнимают по своему усмотрению).
Здесь, в ЖЖ, anairos много, и справедливо, пишет о необходимости уточнить определения.
[User Picture]
From:vitus_wagner
Date:Июнь 2, 2017 04:23 am
(Link)
Прямо захотелось этого кентавра нарисовать.
[User Picture]
From:isgerdr
Date:Июнь 2, 2017 04:34 am
(Link)
Я пока не имею комментариев по сути, япока пришла просто традиционно восхититься формулировками :)
[User Picture]
From:boldogg
Date:Июнь 2, 2017 07:57 am
(Link)
По теме не выскажусь, но нежизнеспособный кентавр у которого обе половины задние - это нужно отлить в граните. Какие вы, Морваэн, выдаёте блестящие образы - королева в перманентном восхищении!
[User Picture]
From:boldogg
Date:Июнь 2, 2017 07:58 am
(Link)
О. Прокомментил, почитал другие комменты и обнаружил, что я мыслю я не оригинально - из 6 комментов ровно 50% про формулировки и кентавра:)
[User Picture]
From:tal_gilas
Date:Июнь 2, 2017 08:03 am
(Link)
Имянно (с).
В общем, хорошо видно, что в XIX веке мистиком быть стыдно - это то, над чем передовые люди посмеиваются.
[User Picture]
From:emmy_l
Date:Июнь 2, 2017 08:47 am
(Link)
Примерно про это много писал Честертон. Если я правильно помню, наиболее чётко это сформулировано в "Вечном человеке".
[User Picture]
From:pan_volodyevsky
Date:Июнь 2, 2017 11:01 am
(Link)
А не является ли "организованная религия" следующей стадией "вольной мистики"? Просто ведь два вольных мистика между собой никогда не договорятся ни о чём, кроме того, что мистический опыт существует. Религия как раз и даёт систему верификации индивидуального опыта.
А мы в ситуации, когда христианство эту верификацию en masse проводить перестало, оказываемся перед перспективой противостояния сугубо рациональных позитивистских научных/религиозных схем и разрозненных индивидуальных мистических/суеверных воззрений, лишённых всякой внятной системы проверки и классификации. Врагу не пожелаешь. Это хорошо ещё, что ЛСД запретили)
[User Picture]
From:error_lapsus
Date:Июнь 4, 2017 10:39 am
(Link)
Религия как раз и даёт систему верификации индивидуального опыта

Скорее, утверждает, что даёт :)
[User Picture]
From:aosypov
Date:Июнь 3, 2017 04:03 pm
(Link)
Никогда не мог понять, что должно быть сломано в голове у человека, чтобы он утратил восхищение от природы и самого процесса ее познания научным методом, и начал получать удовольствия от унылых собственных фантазий и желаний в форме мистики...
[User Picture]
From:steblya_kam
Date:Июнь 4, 2017 08:04 am
(Link)
Ну, Тейяр-то как раз, имхо, не скрывал мистической природы своей концепции. Он не маскирует её под науку, а втягивает в неё науку. А вот всякие Рерихи и Блаватские - действительно, у них обе половины задние.
Разработано LiveJournal.com